Такой простой и обыденный товар, как спички, стал с начала Великой Отечественной войны очень редким и, не побоимся этого слова, стратегическим продуктом. Нужный, но страшно дефицитный товар Спички, соль и мыло…
При любых, мнимых или реальных, сложностях в нашей стране эти товары спешно раскупались, а затем первыми пропадали с полок магазинов. В народной памяти страшные и одновременно героические дни накрепко связаны с исчезновением этих продуктов повседневного потребления.
Действительно, с первых дней фашистского наступления, когда спичечные фабрики запада страны (Белоруссии, Украины и Прибалтики) оказались на территории, занятой врагом, мощностей по выпуску спичек стало не хватать. Те предприятия, что располагались к востоку от меняющейся линии фронта, были частично заняты выпуском другой продукции, частично разрушены, частично лишены сырья, т. к. древесина шла на другие нужные фронту и тылу цели.
И солдаты на фронте, и труженики тыла, в основном, пользовались зажигалками, «производство» которых было налажено отдельными, но многочисленными умельцами. Кстати, дефицит спичек испытывали практически все воюющие страны, и везде он знаменовался переходом на зажигалки. Например, знаменитые Zippo, восьмидесятилетний юбилей которых отмечается в этом году, свое вселенское распространение начали именно в годы Второй мировой войны. Но зажигалки не способны полностью заменить спички - хотя бы по той простой причине, что могут отказать в самый неподходящий момент. Ладно, солдат в окопе прикурит от зажигалки соседа, а как быть диверсанту, пытающемуся поджечь нечто «вражеское», если из-под колесика не вылетает искра? В мемуарной и художественной литературе достаточно много примеров того, что партизаны и городские подпольщики, уходя на «огненное» задание, стремились запастись спичками. Поэтому производство спичек, хотя и было сокращено, никогда не прекращалось. И к выпуску нужного на фронте и в тылу товара подключались предприятия, артели и кооперативы, производившие до того нечто иное.
Этикетки, зовущие к победе
Исторически сложилось, что спички с момента своего появления обязательно снабжались этикетками. Вначале на них помещалась «инструкция по применению» этого тогда еще небезопасного зажигательного средства, позже - сведения о производителе. Еще позже спичечная этикетка стала массовым просветителем и агитатором.
Спички войны, спички победы: заметки бывшего филумениста
- Информация о материале
- Категория: О филумении
- Просмотров: 3758
Дружественные сайты
****************************
Экспортные этикетки СССР
matchboxlabels.ru
*****************************
"ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИЛУМЕНИЯ"
*****************************
Сайт для коллекционеров
спичечных этикеток и коробков
www.matchlabel.com
*****************************
Отечественные
спичечные этикетки
www.fillumenistika.ru
*****************************
http://www.submarinersclub.ru/
*****************************
*****************************
ФОРУМ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
http://spichki.mybb.ru/
Новости
Встречи филуменистов
в Санкт - Петербурге
в 1 и 3 воскресенье.
Начало в 12 часов.
***********************
ПРИГЛАШАЕМ
в Международный
Союз Филуменистов
Пишите:
filumaat@yandex.ru
*******************
29 февраля вышел
журнал "Сфинкс "
№ 1 (64) 2024 г.
********************
Контакты
**************************
Информационный отдел
до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************
Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Редактор
Алексей Травников
*************************
Поддержка сайта