Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

   Такой простой и обыденный товар, как спички, стал с начала Великой Отечественной войны очень редким и, не побоимся этого слова, стратегическим продуктом. Нужный, но страшно дефицитный товар Спички, соль и мыло…


    При любых, мнимых или реальных, сложностях в нашей стране эти товары спешно раскупались, а затем первыми пропадали с полок магазинов. В народной памяти страшные и одновременно героические дни накрепко связаны с исчезновением этих продуктов повседневного потребления.
     Действительно, с первых дней фашистского наступления, когда спичечные фабрики запада страны (Белоруссии, Украины и Прибалтики) оказались на территории, занятой врагом, мощностей по выпуску спичек стало не хватать. Те предприятия, что располагались к востоку от меняющейся линии фронта, были частично заняты выпуском другой продукции, частично разрушены, частично лишены сырья, т. к. древесина шла на другие нужные фронту и тылу цели.

     И солдаты на фронте, и труженики тыла, в основном, пользовались зажигалками, «производство» которых было налажено отдельными, но многочисленными умельцами. Кстати, дефицит спичек испытывали практически все воюющие страны, и везде он знаменовался переходом на зажигалки. Например, знаменитые Zippo, восьмидесятилетний юбилей которых отмечается в этом году, свое вселенское распространение начали именно в годы Второй мировой войны. Но зажигалки не способны полностью заменить спички - хотя бы по той простой причине, что могут отказать в самый неподходящий момент. Ладно, солдат в окопе прикурит от зажигалки соседа, а как быть диверсанту, пытающемуся поджечь нечто «вражеское», если из-под колесика не вылетает искра? В мемуарной и художественной литературе достаточно много примеров того, что партизаны и городские подпольщики, уходя на «огненное» задание, стремились запастись спичками. Поэтому производство спичек, хотя и было сокращено, никогда не прекращалось. И к выпуску нужного на фронте и в тылу товара подключались предприятия, артели и кооперативы, производившие до того нечто иное.

                       Этикетки, зовущие к победе

     Исторически сложилось, что спички с момента своего появления обязательно снабжались этикетками. Вначале на них помещалась «инструкция по применению» этого тогда еще небезопасного зажигательного средства, позже - сведения о производителе. Еще позже спичечная этикетка стала массовым просветителем и агитатором.

Нас поддерживают

Клуб коллекционеров

Фирма ВАВ (Медный всадник)

Фирма Ката

ООО ИМИДЖ-БОРОВИЧИ, Новгородская область

ОСК

Белка - Фаворит

Череповецкая спичечная фабрика ФЭСКО

Победа

Уфимская спичечная фабрика

Минск Королева Огня

Торговый дом Алабр

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика