Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                                Ошибки на спичечных этикетках , часть 1

Различные неточности изображения, получившиеся из-за недостаточной осведомленности художника или искажении текстовой (цифровой) части этикетки при печатании. Кроме этого наличие орфографических, стилистических или иных ошибок которые прошли через систему надзорацензуру, проверки и утверждении Художественным Советом и отделом технического контроля типографии.
Примеры:
- на буклете блокадного Ленинграда «Минерал» (1942 год) допущена ошибка граверов — зеркальное изображении буквы «И». - на буклете блокадного Ленинграда химического завода «Республика» в слове «За разгром» вместо заглавной буквы «Н» выполнена буква «З».

- на этикетке спичечной коробки Московской Эксперементальной фабрики (1943 год) изображен рисунок, на котором Советский танк давит фашистский танк. На рисунке фашистского танка лучи свастики выполнены с лучами направленными с лучами в левую сторону, что не соответствует действительности.

- в 1968 году в Художественный Совет Минлеспрома СССР поступило заявление Л. И. Петрова (Ивановская обл., Комсомольский район п. Писцово) в котором он сообщает, что в 1967 вышла серия этикеток под общим названием «Достижения советской техники» и выполненный сюжет рисунка первого автомобиля на одной из этикеток не соответствует действительности. Автор письма требовал привлечь художника к ответственности. Художественный Совет рассмотрел заявление и сообщил, что автор этикетки художник В. Д. Калганов выполнил сюжет «первого» советского автомобиля АМО Ф 15 по документам Политехнического музея и консультациям эксперта музея по автомобильному делу, в результате чего счел заявление Л. И. Петрова не обоснованным. (По существу рисунок этикетки резко отличается от оригинала автомобиля).

- в середине 80-х годов ХХ века вышел сувенирный набор «Ленинград», на этикетках которого были изображены архитектурные виды старого Петербурга.

- в 1977 в сувенирном наборе «Железнодорожный транспорт», художник Рябичев Л. И. (Балабановская спичечная фабрика) на корешке футляра (коробки) слово «SAFETY” напечатано с двумя буквами «Т».

- в 1978 в сувенирном наборе «Сельхозтехника-78» художник Гринберг М. Д. (Балабановская спичечная фабрика) ошибка в дате открытия выставки — указано 13 августа, а надо 31 августа. - в 1978 в сувенирном наборе «Толстому -150 лет художник Сенько Н. И. (Балабановская спичечная фабрика) перед цифрами «150» выполнена волнистая черточка обозначающая термин «приблизительно».

- в 1979 в сувенирном наборе «Олимпиада-80» (Балабановская спичечная фабрика) на одной из этикеток изображена гимнастка, выполняющая упражнение на спортивном снаряде — перекладине, подобной дисциплины в женской гимнастике на этих Олимпийских играх не было.

- в 1980 в сувенирном наборе «Из истории Олимпийских игр» художник Гринберг М. Д. (Балабановская спичечная фабрика) указано, что первые Олимпийские игры были проведены в 736 г. до н. э., однако во всех исторических источниках установлено, что первые игры проводились в 776 г. до н. э.

- в 1982 в сувенирном наборе «Красная книга» художники Смирнов А. В. И Санкова З. В. (Балабановская спичечная фабрика) ошибка в изображении зоны обитания амурского тигра. - в 1982 фабрика «Красная звезда» выпустила серию этикеток посвященных V Зимней спартакиаде народов СССР. На одной из этикеток изображение серпа и молота выполенно зеркально.

- в 1986 в сувенирном наборе «Города-герои» художник Сенько Н. И. (Балабановская спичечная фабрика) героем назван город Брест, однако героем была названа только Брестская крепость.

- в 1989 выпущен сувенирный набор «1918-1989» в честь 70 -й годовщины образования Вооруженных Сил, однако, в названии наборы указано, что Вооруженным Силам 71 год.

- в конце 90-х годов ОАО СФК «Сибирь» выпущены серии этикеток «г. Томск» и «Место для вышей рекламы», в которых вместо буквы «И» применяется буква «Й» и слово компания пишется через «А».

- в 2004 году фирмой «Формат» (г. Рыбинск) выпущен сувенирный набор «Ялта-Крым», на этикетках которого написано слово «Фарос» вместо «Форос», водопад «Учаи - Су» вместо Учан — Су», «Садакскакя крепость» вместо «Судакская крепость».
Кроме этого встречаются ошибки в пунктуации, иногда не указываются обозначения нормативно: технических документов, фамилии художников, авторов наборов и др.

Источник: энциклопедический словарь филумениста.

                          Ошибки на спичечных этикетках, 2 часть.

В конце прошлого года на форуме сайта `Отечественные спичечные этикетки` (http://www.matchlabels.ru) как-то речь пошла о сувенирной серии `Бородино 1812` (1976).
Там завязался интересный диалог:
Герц: `: вот вам задачка: в наборе имеется довольно грубая фактическая ошибка. Кто ее отыщет?`
alexa: `Вероятно, Кутузов без глазной повязки ...`*
Герц: `Алекса, мимо! (хотя, может быть, это вторая???)`
alexa: `Думаю, пришло время узнать у Герца, что за грубая ошибка в серии Бородино`
Герц: `Барклай-де-Толли - Михаил Богданович, а на этикетке он "М. В." Кто-то может сказать: `Ну и что? Ну, без повязки, и букву случайно перепутали - что с того?`.

В этом как раз и суть, что мы, коллекционеры, не только коллекционируем, но и изучаем филуменистический материал. Для кого-то этикетка - это только кусочек бумаги, на которой что-то там нарисовано, но для истинного коллекционера - это кладезь информации. И иногда эта информация может быть очень интересной, если она связана с какими-либо ошибками при типографском наборе или по невнимательности художника. Такие случаи в практике очень редки, но тем и интереснее, когда обнаруживаешь такие `ляпы`. Сходные `упущения` бывают не только в филумении. Они встречаются и в бонистике (вспомните 500-рублевую российскую купюру, где под памятником Петру I указан город Архангельск, хотя в действительности этот памятник находится в Таганроге), нумизматике, филателии.

   Есть коллекционеры `ляпов` в художественных фильмах. Например, в фильме Э. Рязанова `Ирония судьбы или с легким паром` было отмечено свыше 30 различных ошибок. После случая с `Бородино` я сразу вспомнил о статье П. Янколовича `Зеркальная `Аврора`, опубликованной в `Невском филуменисте` номер 9, 2005. Там описывается одна полиграфическая ошибка, которую допустили при печати сувенирного набора `Ленинград` (1982). Автор пишет: `... в этом наборе одна странность, на которую никто из филуменистов, а главное ленинградцев, похоже, до сих пор не обращал внимания: при печатании оборотки к гроссу полиграфисты допустили ошибку, напечатав изображение в `зеркальном` варианте. Самое забавное, что на форматной этикетке набора помещен тот же самый снимок, но изображение здесь уже не `зеркальное`, а истинное`. Действительно, удивительный казус. Ведь прежде, чем отдать серию в печать необходимо пройти множество инстанций и согласований, одобрить и утвердить каждый рисунок на этикетке. И этим были заняты множество ответственных должностных лиц, но как мы видим, неусыпное, бдительное око чиновников все же давало промашку. Много ли еще таких `ошибочных` этикеток существует на сегодняшний день в мире филумении? Бесспорно, не один десяток. Некоторые ошибки художников явно бросаются в глаза, другие обнаруживаются при более детальном изучении. Возможно, уважаемые читатели и сами обращали внимание на такие ошибки.

    Вот несколько примеров, где были допущены разной степени ошибки. На этикетке из серии `День шахтера` (1970) объемность звезды создают свет и тень. Но приглядитесь, правильно ли художник воссоздал эту объемность? Конечно же, нет. Непонятно, где расположен источник света - грани звезды освещаются и слева, и справа, в общем, со всех сторон. То же можно сказать и о тенях. Более правильной такая звезда должна выглядеть, как показано на рисунке справа.

   На этикетке из серии `Москва` (1958) (рис. слева) ошибка при изображении моста явно бросается в глаза. Скорее всего, художник рисовал этот мост не с натуры. Посмотрите на затененную часть арки моста. Она должна быть не справа, а слева. Иначе теряется перспектива изображения, т.к. неясно какая часть моста ближе к зрителю, а какая уходит вдаль. На рисунке справа я изобразил несуществующую, но более правильную этикетку с этим же мостом. Кстати, как изображается `правильный` мост вы можете посмотреть на этикетках серии `Мосты Москвы` (1961).

   На этикетке из серии `Спорт` (1961) изображен спортсмен по прыжкам с трамплина. Интуиция вам подсказывает, что что-то здесь не так. Если бы прыжок действительно совершался в такой манере, то прыгуну были бы гарантированы переломы конечностей и длительный отдых в оздоровительном учреждении. Спортсменом нарушены все принципы теории аэродинамики: высокая стойка, наклон корпуса и неестественно вытянутые вперед руки.

   Обратите внимание на полет ракеты (рис. внизу слева). К.Э. Циолковский , глядя с постамента, видимо, тоже не может понять всю несуразность ее траектории. Судя по следу отработанного топлива, ракета совершила немыслимую петлю, сначала взлетев ввысь, затем по дуге вниз, и снова вверх. Хотя возможно это след от двух ракет. В этом случае полет одной ракеты можно назвать успешным, а вот вторая ракета, если верить рисунку, резко падает вниз.

   Ошибки встречаются не только графические, но и текстовые. На этикетке из серии `40 лет Таджикской ССР` (1964) изображен Гидромелиоративный техникум, г. Душанбе. Ошибка почти незаметна, но те, кто разбирается в орфографии, сразу заметит, что вместо буквы `е` в слове `мелиоративный` стоит буква `и`. Уверен, приведенными примерами филуменистических казусов тема не ограничивается.

   Уважаемый читатель и сам сможет найти в своей коллекции не менее интересные образцы `творчества` художников и полиграфистов. Настоящей статьей я вовсе не хочу бросить тень на благородный труд работников спичечной промышленности. Наоборот, ведь именно они дают нам возможность иметь и приумножать наши коллекции. Я просто хочу призвать всех коллекционеров, особенно начинающих, внимательно изучать свои этикетки. Необходимо не только содержать коллекцию, но и узнавать как можно больше об объектах, изображенных на этикетках, используя более подробную информацию из различных источников. *
   М. И. Кутузов действительно потерял глаз еще задолго до Бородино. Это случилось 24 июля 1774 года, когда он воевал (с 1772 г.) в Крымской армии. При ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен - пуля через левый висок вышла у правого глаза. (Информация из `Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия`). 

А.Ченцов, журнал "Сфинкс" № 4 http://phillumania.narod.ru/sf-3.htm

 

Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Войти на сайт

Новости


Журнал "СФИНКС"
в печатном цветном издании
или на CD
Открыта подписка на 2019 
************************
 Встречи 
   филуменистов
состоятся
  в  Санкт-Петербурге
Римского- Корсакова д. 53
     С 1 сентября по 31 мая
 в 1 и 3 воскресенье
каждого месяца
с 10 до 11 
**************************
Летом встречи в третье
воскресенье каждого месяца
с 10 до 11 часов.
***************************

Контакты

26 мая 2019
в клубе коллекционеров
Санкт - Петербурга
состоится закрытие сезона
встреч филуменистов
*************************
Санкт - Петербург
Почтовый адрес:
А/Я № 92 Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 Редактор
Алексей Травников
Подробно в новостях сайта.
*************************

   По всем вопросам
   обращайтесь
 по адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
*********************
Поддержка сайта

host-race.net