Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К теории легитимности спичечных этикеток.

    Уже длительное время то поднимается вновь, то вновь затихает дискуссия что же нужно считать предметом коллекционирования в филлумении, иными словами - что такое спичечные этикетки, какие из них следует считать легитимными, а какие просто картинками, коих в одном только интернете не сосчитать. 
   Обоснования "законности" этикеток самые различные: это и по факту - есть коробок, значит есть и этикетка; по праву - имеется право заниматься печатной продукцией, вот и печатаю; по принадлежности - есть официальное объединение коллекционеров - есть и право наделять свою продукцию "официальным статусом". Вероятно, мне могут привести и другие основания. Но насколько они обоснованы. 
   Не будем брать с потолка, возьмем с интернета. "Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства". И соответственно "коллекция - систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность". 
   Раскрасив таким образом фон для рассуждения, теперь возьмем аккуратненько, пинцетиком нашу спичечную этикетку и приложим к нашему фону. Если коллекционирование предполагает выявление, сбор и т. д., то этикетка должна содержать нечто, что требуется выявлять, собирать и изучать. Что же является предметом коллекционирования спичечных этикеток: сами ли они как таковые, или то, что с ними связано, чего они являются следствием и спутником. 
   Логично предположить, что если предметом изучения является спичечная этикетка как родовое понятие - что это, зачем, как сделано, из чего и т. д., - то для выяснения этих вопросов совсем необязательно иметь много этикеток, достаточно небольшое количество каждого вида. Мы же стараемся собрать как можно больше. Значит, нас интересует что-то другое. А что есть другого у этикетки - внешний вид, картинка, да сам материал этикетки. Выходит, мы изучаем (собираем) именно картинки? 
   Но как мы выше отметили, коллекционирование это собирание ОДНОРОДНЫХ предметов, а картинки все разные. Выходит не картинки объединяют нашу коллекцию, и не материал спичечных этикеток. А сам факт, что это именно спичечные этикетки. Таким образом, строго говоря, филлумения - это коллекционирование изображений на спичечных этикетках. Это согласуется и с практикой - одинаковые изображения на одинаковых по рисунку, по материалу и размеру этикетках отбрасываются. 
    Повторю, коллекционируются не спичечные этикетки, а изображения, их внешний вид (хотя фактически это едино). Это уточнение, считаю, имеет важное и далеко идущее значение, а не просто игра словами, оно способствует четкому пониманию, что именно считать спичечными этикетками. 
   Если что такое различие во внешнем виде, в материале спичечных этикеток понятно, то что такое собственно спичечная этикетка вопрос неоднозначный, особенно учитывая появление в последнее время разного рода продукции, именуемой ее создателями спичечными этикетками. Это принципиально, чтобы это было именно спичечная этикетка. Послушаем ученых людей: "этикетка (также ярлык) - графический/текстовый знак, нанесённый, в виде наклейки, бирки или талона, на товар, экспонат, любой другой продукт производства, с указанием торговой марки производителя, названия, даты производства, срока годности". Отсюда вывод: этикетка производное от товара (предмета), в нашем случае это неотъемлемое свойство спичек (даже если на спичечном коробке ничего не изображено, то это тоже является внешним видом определенной упаковки спичек). И с этим более-менее понятно - спичечная этикетка (в понятии объекта коллекционирования) это упаковка или часть упаковки спичек (коробка, пачки т.д.). И вот здесь важно уточнить: упаковки спичек не как просто как некоего предмета, а спичек как ТОВАРА. Чтобы просто бумажка на просто коробке спичек стала спичечной этикеткой, спичечный коробок должен быть товаром. Под товаром же понимается вещь, которая была произведёна для обмена (не для собственного использования) и способная удовлетворить человеческие потребности. 
   Отсюда следующий вывод - спичечная этикетка должна быть обязательно частью упаковки именно действительно спичек (т. е. предметов, которые должны иметь реальной свойство зажигаться - "удовлетворять определенные потребности". И второе - спички должны быть товаром, т. е. производиться именно для продажи и в размерах, обеспечивающих рентабельность производства именно спичек в их утилитарном назначении (а не через побочные, хотя и прибыльные стороны). Остаются сущие мелочи, как говорится - начать и кончить. 
   Какими признаками должно обладать производство спичек, чтобы считать их ТОВАРОМ. От чего это зависит. От количества? - но какого. От рентабельности? - но могут покупать данные спички именно из-за спичечной этикетки, по цене много выше, чем себестоимость собственно самих спичек, и тем самым обеспечить рентабельность, хотя продаваться по сути будет этикетка, а не спички. По соотношению РАСХОДОВ на производство собственно спичек и этикеток, чтобы расходы на упаковку составляли меньшую часть? 
   В контексте соотношения расходов-доходов особенно следует обратить внимание на сувенирные наборы спичек. Сувенирные спички при этом именно спички, которыми можно пользоваться по прямому назначению. Можно пользоваться по прямому назначению, но, тем не менее, основное назначение другое: сувенир (франц. souvenir) - подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо или о чём-либо. Поэтому и сувенирные наборы (и любые прочие спички) можно считать легитимными, если их доля в общем спичечном производстве (в производстве для утилитарных целей) составляет меньшую часть. 
   Как должны быть изготовлены и использованы спичечные этикетки, чтобы считать их легитимными? Например, запланировано выпустить 1000 коробков, а напечатано 10000 различных этикеток, причем некоторые из видов этикеток вообще оказались неиспользованными (или вообще изготовление спичек не состоялось) - считать ли оставшиеся этикетки законными? Если производились спички с определенными этикетками, то подобные неиспользованные этикетки следует считать легитимными. Если же изготовленные этикетки так и оказались неиспользованными в производстве спичек, то их нужно считать нелегитимными. 

   Попробуем подвести итог размышлениям. 
Есть коллекционирование спичечных этикеток (филлумения) и есть собирательство спичечных этикеток (что тоже имеет свое право на существование). При коллекционировании собираются именно и только спичечные этикетки, а при собирательстве - и то, что связано со спичечными этикетками (в том числе сувениры, то, что изготовляется под видом спичечных этикеток и т.д.). Коллекционироваться могут только предметы по роду обладания неким признаком, не совпадающих с целевым назначением предмета. Например, собирание книг по определенной тематике - это собирательство, собирание книг по определенному признаку этих книг (с экслибрисами) - это коллекционирование. Собирание любых спичечных коробков - это собирательство (основание собирания - непосредственно предметы), собирание коробков только с определенными этикетками - коллекционирование (основание собирания - признак предметов).

   Таковы некоторые размышления о коллекционировании вообще и филлумении в частности. Вы может иметь собственное мнение. 

Источник: http://www.fillumenistika.ru/forum/printpage.php?forum=1&topic=1

Нас поддерживают

Клуб коллекционеров

Фирма ВАВ (Медный всадник)

Фирма Ката

ООО ИМИДЖ-БОРОВИЧИ, Новгородская область

ОСК

Белка - Фаворит

Череповецкая спичечная фабрика ФЭСКО

Победа

Уфимская спичечная фабрика

Минск Королева Огня

Торговый дом Алабр

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика