Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

              Филуменистические исследования
                                                                                    Автор Александр Громов, Москва. 

   Мы выпиваем рюмку «Наполеона» и закусываем конфетой «Моцарт», носим майки «Че Гевара» и изысканные шляпки «Леди Ди». Великие и просто громкие имена окружают нас со всех сторон. Их едят, пьют, носят. Ими называют улицы, пароходы, самолёты и танки. Таковы реалии раннего капиталистического, индустриального, пост-индустриального и всех последующих обществ. Впрочем, и в далёкую старину наши предки называли вещи именами героев и даже богов. Современные люди давно привыкли к именам в торговых марках и подчас забывают, что за автомобильной маркой «Мерседес» стояла живая женщина, что «Боливар» это не только шляпа...


   Ну а здесь самое время вспомнить Александра Сергеевича. Он ведь тоже немного рекламировал – помните: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». А упоминание часов «Брегет», что звонили Онегину, - чем не рекламный ход?!

   Впрочем, знал бы Пушкин, как потомки будут использовать в рекламе его собственное имя! «Пушкин в рекламе» - тема отдельного и очень интересного исследования. Первым, кто начал эту работу был журналист, историк книги, писатель Сигизмунд Либрович (С. Ф. Либрович, литер. псевд. - Виктор Русаков, 1855-1918). В своей книге «Пушкин в портретах» (С.-Петербург, Типогр. М. М. Стасюлевича, 1890 *) С. Либрович после пионерского исследования иконографии поэта (содержащего ряд ошибок, но до сих пор представляющего большую ценность) посвятил небольшую главу портретам Пушкина на: «водочных бутылках, на коробках конфет, на шоколодных плитках, на ящиках (так в тексте, А. Г.) от папирос». В главе также описаны: «почтовая бумага с портретом Пушкина, книжные шкафы с резными бюстами Пушкина, пушкинские жетоны, фарфоровые бюстики, штампы для переплётов с портретом Пушкина». Как видим, Пушкин был весьма «а ля мод» в конце XIX века. 

   Это не удивительно, ведь то были годы празднования 100-летия со дня рождения великого поэта. Пушкин после долгих лет молчания был как бы заново открыт для широких масс. Издавались произведения гения русской литературы, появилось многочисленное племя исследователей - «пушкинистов» (поэт «кормит» их уже несколько поколений), открывались памятники, произносились речи... Россия, успешно продвигавшаяся по капиталистическому пути, реагировала на событие в том числе и появлением торгового брэнда «Пушкин». 
       
        * Дата на титульном листе – «1890», явно ошибочна. Разрешение Цензурного комитета датировано 2 октября 1899 годом.
Содержание книги также говорит о выходе книги в 1899 году. 
                                                           
   Юмористический журнал того времени «Стрекоза» посмеивался над «пушкинским» (как правило, дешёвым) товаром. Вот отрывок из фельетона: «В мануфактурном магазине: - Эй – Васька, теперича Пушкин в моде, так ты возьми галстуки, что у нас свалены в кладовой, выставь их на окно да напиши: «Ну.во те, галстуки а-ля Пушкин» - мигом раскупят. – Слушаю-с, может и подтяжки с такой рекламой выставить?». Вот так – от великого до смешного... Впрочем, всё это издержки славы, и на солнце тень не бросает. Как мы уже сказали выше, С. Либрович описал разнообразные «пушкинские» товары, среди них есть один сорт папирос. В книге приводится почти детективная история розыска коробки (тогда не говорили «пачки»), выпущенной петербургской табачной фабрикой «Эгизъ». Автор этих строк поступил проще – отправился во Всероссийский музей А.С.Пушкина на Мойку, 12. В отделе «неценного музейного фонда» ( знали бы вы, какие там хранятся ценности с точки зрения историка или коллекционера!) его любезнейшая хранительница Галина Валентиновна Румянцева достала коробку, откуда была извлечена целая коллекция «пушкинских» папирос. Правда, коробки фабрики «Эгизъ» там не было – тем ценнее её изображение, приведённое в книге Либровича. Зато передо мной лежала продукция знаменитой табачной фабрики Попова (Москва), папиросы фабрик Асланиди (Ростов-на Дону), Шишмана (Вильно), Шаншела (Санкт Петербург), Ботанжогло (Москва) и ещё пара неопознанных коробок. Были также различные бандерольки, несколько рекламных листков, оттиски торговых штемпелей. Целое мини-сокровище, греющее душу коллекционера и рассказывающее о уже далёкой эпохе. (Заметим, что в Музее упаковки (Москва) папиросных коробок того времени нет вообще). Если кто-то курит (дай Бог, всем избавиться от этой привычки), то значит кто-то зажигает огонь. Удобных зажигалок во времена, о которых мы ведём рассказ, ещё не было, посему для добывания огня пользовались спичками – «безопасными» или «шведскими» (помните А. П. Чехова!), как тогда говорили. Но если в конце XIX века появились «пушкинские» папиросы, то логичным будет предположить, что появились и «пушкинские» спички. Господин Либрович на этот счёт не оставил никаких сведений.

   Однако собирателям спичечных коробков и этикеток (этот вид коллекционирования называется филуменистикой от греческого «любящий» и латинского «свет») давно известно, что к 100-летнему юбилею поэта были выпущены специальные – «пушкинские» спички. Они представляют большую редкость и практически не находи мы, а те немногие, что оказались в частных коллекциях, стоят больших денег.

   Признаюсь, что именно желание увидеть первые «пушкинские» спички и привело меня на Мойку 12. При этом «пушкинские» папиросы были лишь интересным дополнением к главной цели визита. Почему? - спросите вы. Вероятно потому, что коллекционирование спичек давно приобрело форму упорядоченного собирательства со своими правилами и большим числом поклонников этого вида малой графики.

   В мире существуют сотни клубов филуменистов, издаются журналы, имеются специальные сайты. Одним словом, это настоящее коллекционирование, сродни филателии или филокартии. Серьёзное и в то же время весьма демократичное (хотя цены на филуменистические уникумы близки к ценам на редкие почтовые марки). Мои ожидания были полностью оправданы. Всё та же Галина Валентиновна принесла другую коробку и достала из неё... Нет, не один спичечный коробок юбилейного 1899 года, а сразу несколько. Все хорошей сохранности (а ведь это спички – предмет утилитарный, не подразумевающий бережного к себе отношения), прямо-таки готовые к немедленному использованию. А ещё, как и в случае папирос, в коробке нашлись и другие важные коллекционные материалы – акцизные бандерольки и замечательной сохранности бумажные этикетки «юбилейных» спичек . Кто же первым обратился к пушкинской тематике на спичечных этикетках? Им был Борис Исаакович Соломонов, основатель и владелец спичечной фабрики в г. Борисове, Минской губернии. Фабрика была создана в 1891 г. и носила гордое имя «Виктория». Именно она выпустила в 1899 г. «безопасные» и «юбилейные» спички с этикетками, посвящёнными 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

   После юбилейного 1899 года А.С.Пушкин не появлялся на спичечных этикетках полвека. Странно, что советская пропаганда не использовала его облик (с соответствующими лозунгами) на таком демократичном материале как спички в 1937 году – в год столетия со дня кончины поэта. А ведь какого только «пушкинского» товара не было выпущено в тот знаменательный год! От произведений действительно высокого искусства до аляповатого ширпотреба. Увы!, но Александру Сергеевичу пришлось тогда изрядно «поработать», восхваляя достижения советской власти. Ему даже пришлось сделаться атеистом, антимонархистом и почти революционером. Впрочем, широко известно, что в тот год светлый образ поэта нещадно эксплуатировали не только «красные Советы», но и «белая эмиграция».

   В моей коллекции есть несколько крайне идеологизированных советских «методичек» на тему «Как организовать празднования (?, А. Г.) столетия со дня смерти А.С.Пушкина» и мало им уступающая по духу изданная во Франции инструкция для русских скаутов на ту же тему. А. С. Пушкин снова появился на спичечной этикетке в 1947 году. Страна широко праздновала 800-летие со дня основания Москвы. К этой дате была выпущена юбилейная серия почтовых марок и, что менее известно, серия спичечных коробков. На этикетке одного из них изображён памятник А.С. Пушкину на Страстной (современное название - Пушкинской) площади. Сбор средств на сооружение памятника великому поэту начался по инициативе выпускников Царскосельского лицея в 1860 году. За двадцать лет было собрано 106 тысяч рублей. В 1872 году был объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника, а три года спустя были подведены его итоги. Первую премию получил скульптор А. М. Опекушин (1838-1922). К работе над памятником он привлёк архитектора И. С. Богомолова. Торжественное открытие памятника, установленного в начале Тверского бульвара, состоялось 6 июня 1880 года. В 1950 году памятник был перенесён на другую сторону площади, где он и стоит до сих пор. Памятник и площадь около него (в обиходе давно уже именуемая «Пушкой») стали одной из достопримечательностей Москвы. В работе над скульптурным обликом поэта А. М. Опекушин пользовался немногочисленной иконографией А. С. Пушкина, в том числе посмертной маской. Гипсовая маска была снята по заказу В. А. Жуковского известным петербургским скульптором С. И. Гальбергом в день гибели поэта. Маска первого отлива, принадлежавшая В. А. Жуковскому, в конце XIX века была передана его сыном в парижскую коллекцию А. Ф. Отто (Онегина), а затем по завещанию последнего вернулась в Россию. В настоящее время она хранится в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва). В Пушкинском доме (Санкт-Петербург) хранится маска, отлитая из бронзы в конце XIX века выпускником Императорской академии художеств скульптором В. Т. Громме. Посмертную маску А. С. Пушкина мы можем видеть на спичечной этикетке. В наши дни вышла серия из 12 коробках «Посмертные маски знаменитых людей». Россия представлена в ней именами Петра I, А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского. После появления А. С. Пушкина на послевоенной этикетке «800 лет Москвы» вышло множество коробков и отдельных этикеток, на которых изображён или сам поэт, или места, связанные с его именем. 

   Пушкинская география на спичечных этикетках очень обширна – это Санкт-Петербург (Ленинград) и его пригороды, Москва, Пушкиногорье, Болдино, Крым и Одесса, столицы союзных республик, большие и малые города. На этикетках во всей красе в разных ракурсах и разных цветах предстают пушкинские заповедные места, театры, музеи, улицы и площади, носящие имя А.С.Пушкина. (Особенностью спичечных этикеток является, то, что одно и то же изображение часто используется различными фабриками, которые по своему усмотрению меняют цветовую гамму и общий фон этикеток. Это одна из причин, почему каталогизация спичечных этикеток часто бывает гораздо сложнее, чем каталогизация почтовых марок).

   Многое из перечисленного нашло отражение на спичечных этикетках. Вот, например, забавный коробок, отражающий реалии «нового» времени, когда реклама готова на всё, лишь бы завлечь клиента. Пушкин здесь очень даже сгодится! Пивной ресторан «Карл и Фридрих» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге выпустил собственные спички (обычная вещь, принятая во всём мире) со слоганом «Все отдыхают!». Но кто-то, очень грамотный, вспомнил, что место, где расположен ресторан, самое что ни на есть пушкинское, и на коробке появилась надпись, сделанная «рукой поэта»: “...Пожалуй, лучшее место в Петербурге!...” Для убедительности и «подлинную» подпись поэта тиснули. Культовый московский ресторан «ПушкинЪ» и его одноимённый воронежский коллега по общепиту тоже выпустили спички «Пушкин», но до такой «цитаты» не додумались.

   Очень интересны и красочны несколько серий спичечных этикеток, посвящённых сказкам и героям повестей А. С. Пушкина. Замечательна серия коробков, на которых воспроизведены ставшие классическими силуэтные иллюстрации художника В. Свитальского к «Евгению Онегину». Эта серия выходила два раза с разным количеством коробков и в разной цветовой гамме. Не менее интересна серия «Рисунки поэта», содержащая 24 малых коробка и один большой коробок с гроссом. На этих этикетках мы видим автопортреты А. С. Пушкины, портреты друзей и знакомых поэта, запечатлённые его «быстрым карандашом». Примеры удачных пушкинских серий спичечных этикеток можно долго продолжать. 

   Современные спички бывают самых разных назначений: хозяйственные, сувенирные, каминные, охотничьи, газовые и т. д. Есть спички, горящие на сильном ветре и под водой. Есть осветительные и ещё много других.

   Постоянно пополняется эта тематика и в наши дни. Например сделан заказ одной из российских фирм на спички класса Люкс «1873-2003 г. г. Красноярский драматический театр, 130 лет». Театр имени А. С. Пушкина сделал заказ Люксовых спичек к 130 годовщине театра. При этом сами спички и коробки могут быть изготовлены из разных материалов, иметь разные форму и размер. Всё это придаёт коллекционированию спичек особый интерес, но, как было сказано выше, серьёзно затрудняет их систематизацию и описание. Если почтовые марки давно каталогизированы и описаны в мельчайших деталях (включая ошибки, которые могут поднять цену марки в десятки или даже сотни раз!), то спичечные этикетки – это во многом «терраинкогнито». 

   Правда, существуют, созданные усилиями коллекционеров, каталоги продукции спичечных фабрик, но их мало они пока не полностью описывают всё разнообразие спичечной продукции. Ещё сложнее обстоит дело с тематическими каталогами. Если тематических филателистических каталогов – десятки (великие люди, различные жанры искусства, фауна, флора, спорт, полярная почта и т. д. и т. п.), то тематических филуменистических каталогов – единицы. В этой связи особенно приятно, что российские филуменисты обратили внимание на тему «А. С. Пушкин».

   Видный коллекционер и исследователь спичечной продукции А. А. Травников (Санкт - Петербург) готовит с коллегами иллюстрированный каталог, в котором будут представлены и детально описаны около трёхсот «пушкинских» этикеток. Каталог выйдет в свет в октябре 2012 года и станет хорошим подарком ко дню рождения великого поэта.  
******************************************************************************************
2 ЧАСТЬ

                                      Пушкин на ... спичечных этикетках

• Пушкинский альманах.

   Мы выпиваем рюмку «Наполеона» и закусываем конфетой «Моцарт», носим майки «Че Геварра» и изысканные шляпки «Леди Ди». Великие и просто громкие имена окружают нас со всех сторон. Их едят, пьют, носят.

   Ими называют улицы, пароходы, самолёты и танки. Таковы реалии раннего капиталистического, индустриального, пост-индустриального и всех последующих обществ. Впрочем, и в далёкую старину наши предки называли вещи именами героев и даже богов. Современные люди давно привыкли к именам в торговых марках и подчас забывают, что за автомобильной маркой «Мерседес» стояла живая женщина, что «Боливар» это не только шляпа...

   Ну а здесь самое время вспомнить Александра Сергеевича. Он ведь тоже немного рекламировал – помните: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». А упоминание часов «Брегет», что звонили Онегину, - чем не рекламный ход?! Впрочем, знал бы Пушкин, как потомки будут использовать в рекламе его собственное имя! «Пушкин в рекламе» - тема отдельного и очень интересного исследования. Первым, кто начал эту работу был журналист, историк книги, писатель Сигизмунд Либрович (С.Ф.Либрович, литер. псевд. - Виктор Русаков, 1855-1918). В своей книге «Пушкин в портретах» (С.Петербург, Типогр. М.М.Стасюлевича, 1890 *) С.Либрович после пионерского исследования иконографии поэта (содержащего ряд ошибок, но до сих пор представляющего большую ценность) посвятил небольшую главу портретам Пушкина на: «водочных бутылках, на коробках конфет, на шоколодных плитках, на ящиках (так в тексте, АГ.) от папирос». В главе также описаны: «почтовая бумага с портретом Пушкина, книжные шкафы с резными бюстами Пушкина,... пушкинские жетоны, фарфоровые бюстики, штампы для переплётов с портретом Пушкина».

   Как видим, Пушкин был весьма «а ля мод» в конце XIX века. Это не удивительно, ведь то были годы празднования 100-летия со дня рождения великого поэта. Пушкин после долгих лет молчания был как бы заново открыт для широких масс. Издавались произведения гения русской литературы, появилось многочисленное племя исследователей - «пушкинистов» (поэт «кормит» их уже несколько поколений), открывались памятники, произносились речи... Россия, успешно продвигавшаяся по капиталистическому пути, реагировала на событие в том числе и появлением торгового бренда «Пушкин».

--------------------------
* Дата на титульном листе – «1890», явно ошибочна. Разрешение Цензурного комитета датировано 2 октября 1899г. Содержание книги также говорит о выходе книги в 1899 году.

   Юмористический журнал того времени «Стрекоза» посмеивался над «пушкинским» (как правило, дешёвым) товаром. Вот отрывок из фельетона:
«В мануфактурном магазине: - Эй – Васька, теперича Пушкин в моде, так ты возьми галстуки, что у нас свалены в кладовой, выставь их на окно да напиши: «Ну воте, галстуки а-ля Пушкин» - мигом раскупят. – Слушаю-с, может и подтяжки с такой рекламой выставить?». Вот так – от великого до смешного... Впрочем, всё это издержки славы, и на солнце тень не бросает.

   Как мы уже сказали выше, С.Либрович описал разнообразные «пушкинские» товары, среди них есть один сорт папирос.

   В книге приводится почти детективная история розыска коробки (тогда не говорили «пачки»), выпущенной петербургской табачной фабрикой «Эгизъ». Автор этих строк поступил проще – отправился во Всероссийский музей А.С.Пушкина на Мойку, 12. В отделе «неценного музейного фонда» ( знали бы вы, какие там хранятся ценности с точки зрения историка или коллекционера!) его любезнейшая хранительница Галина Валентиновна Румянцева достала коробку, откуда была извлечена целая коллекция «пушкинских» папирос. Правда, коробки фабрики «Эгизъ» там не было – тем ценнее её изображение, приведённое в книге Либровича. Зато передо мной лежала продукция знаменитой табачной фабрики Попова (Москва), папиросы фабрик Аеланиди (Ростов-на Дону), Шишмана (Вильно), Шаншела(Санкт Петербург), Ботанжогло (Москва) и ещё пара неопознанных коробок. Были также различные бандерольки, несколько рекламных листков, оттиски торговых штемпелей. Целое мини-сокровище, греющее душу коллекционера и рассказывающее о уже далёкой эпохе. (Заметим, что в Музее упаковки (Москва) папиросных коробок того времени нет вообще).

   Если кто-то курит (дай Бог, всем избавиться от этой привычки), то значит кто-то зажигает огонь. Удобных зажигалок во времена, о которых мы ведём рассказ, ещё не было, посему для добывания огня пользовались спичками – «безопасными» или «шведскими» (помните А.П.Чехова!), как тогда говорили. Но если в конце XIX века появились «пушкинские» папиросы, то логичным будет предположить, что появились и «пушкинские» спички.

   Г-н Либрович на этот счёт не оставил никаких сведений. Однако собирателям спичечных коробков и этикеток (этот вид коллекционирования называется филуменистикой от греческого«любящий»и латинского«свет») давно известно, что к 100-летнему юбилею поэта были выпущены специальные «пушкинские» спички. Они представляют большую редкость и практически не находимы, а те немногие, что оказались в частных коллекциях, стоят больших денег.

   Признаюсь, что именно желание увидеть первые «пушкинские» спички и привело меня на Мойку 12. При этом «пушкинские» папиросы были лишь интересным дополнением к главной цели визита. Почему ? - спросите вы. Вероятно потому, что коллекционирование спичек давно приобрело форму упорядоченного собирательства со своими правилами и большим числом поклонников этого вида малой графики. В мире существуют сотни клубов филуменистов, издаются журналы, имеются специальные сайты. Одним словом, это настоящее коллекционирование, сродни филателии или филокартии. Серьёзное и в то же время весьма демократичное (хотя цены на филуменистические уникумы близки к ценам на редкие почтовые марки).

   Мои ожидания были полностью оправданы. Всё та же Галина Валенти новна принесла другую коробку и достала из неё... Нет, не один спичечный коробок юбилейного 1899 года, а сразу несколько. Все хорошей сохранности (а ведь это спички – предмет утилитарный, не подразумевающий бережного к себе отношения), прямо-таки готовые к немедленному использованию. А ещё, как и в случае папирос, в коробке нашлись и другие важные коллекционные материалы – акцизные бандерольки и замечательной сохранности бумажные этикетки «юбилейных» спичек .

   Кто же первым обратился к пушкинской тематике на спичечных этикетках?
Им был Борис Исаакович Соломонов, основатель и владелец спичечной фабрики в г. Борисове, Минской губернии. Фабрика была создана в 1891 г. и носила гордое имя «Виктория». Именно она выпустила в 1899 г. «безопа сные» и «юбилейные» спички с этикетками, посвящёнными 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина. После юбилейного 1899 года А.С.Пушкин не появлялся на спичечных этикетках полвека. Странно, что советская пропаганда не использовала его облик (с соответствующими лозунгами) на таком демократичном материале как спички в 1937 году – в год столетия со дня кончины поэта. А ведь какого только «пушкинского» товара не было выпущено в тот знаменательный год! От произведений действительно высокого искусства до аляповатого ширпотреба. Увы!, но Александру Сергеевичу пришлось тогда изрядно «поработать», восхваляя достижения советской власти. Ему даже пришлось сделаться атеистом, антимонархистом и почти революционером. Впрочем, широко известно, что в тот год светлый образ поэта нещадно эксплуатировали не только «красные Советы», но и «белая эмиграция».

   В моей коллекции есть несколько крайне идеологизированных советских «методичек» на тему «Как организовать празднования (?, АГ.) столетия со дня смерти А.С.Пушкина» и мало им уступающая по духу изданная во Франции инструкция для русских скаутов на ту же тему.

   А.С.Пушкин снова появился на спичечной этикетке в 1947 году.
Страна широко праздновала 800-летие со дня основания Москы. К этой дате была выпущена юбилейная серия почтовых марок и, что менее известно, серия спичечных коробков. На этикетке одного из них изображён памятник А.С.Пушкину на Страстной (современное название - Пушкинской) площади. Сбор средств на сооружение памятника великому поэту начался по инициативе выпускников Царскосельского лицея в 1860 году. За двадцать лет было собрано 106 тысяч рублей. В 1872 году был объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника, а три года спустя были подведены его итоги. Первую премию получил скульптор А.М.Опекушин (1838-1922). К работе над памятником он привлёк архитек тора И.С.Богомолова. Торжест венное открытие памятника, установленного в начале Тверского бульвара, состоялось 6 июня 1880 года. В 1950 году памятник был перенесён на другую сторону площади, где он и стоит до сих пор. Памятник и площадь около него (в обиходе давно уже именуемая «Пушкой») стали одной из достоприме чательностей Москвы. В работе над скульптурным обликом поэта А.М.Опекушин пользовался немногочисленной иконографией А.С.Пушкина, в том числе посмертной маской. Гипсовая маска была снята по заказу В.А.Жуковского известным петербургским сульптором С.И.Гальбергом в день гибели поэта. Маска первого отлива, принадлежавщая В.А.Жуковскому, в конце XIX века была передана его сыном в парижскую коллекцию А.Ф. Отто (Онегина), а затем по завещанию последнего вернулась в Россию. В настоящее время она хранится в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва). В Пушкинском доме (Санкт-Петербург) хранится маска, отлитая из бронзы в конце XIX века выпускником Императорской академии художеств скульптором В.Т.Громме. Посмертную маску А.С.Пушкина мы можем видеть на спичечной этикетке.

   В наши дни вышла серия из 12 коробках «Посмертные маски знаменитых людей». Россия представлена в ней именами Петра I, А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского. После появления А.С.Пушкина на послевоенной этикетке «800 лет Москвы» вышло множество коробков и отдельных этикеток, на которых изображён или сам поэт, или места, связанные с его именем. Пушкинская география на спичечных этикетках очень обширна – это Санкт-Петербург (Ленинград) и его проигороды, Москва, Пушкиногорье, Болдино, Крым и Одесса, столицы союзных республик, большие и малые города. На этикетках во всей красе в разных ракурсах и разных цветах предстают пушкинские заповедные места, театры, музеи, улицы и площади, носящие имя А.С.Пушкина. (Особенностью спичечных этикеток является, то, что одно и то же изображение часто используется различными фабриками, которые по своему усмотрению меняют цветовую гамму и общий фон этикеток. Это одна из причин, почему каталогизация спичечных этикеток часто бывает гораздо сложнее, чем каталогизация почтовых марок.)

   Именем поэта называли пароходы, поезда, рестораны, самолёты... Многое из перечисленного нашло отражение на спичечных этикетках. Вот, например, забавный коробок, отражающий реалии «нового» времени, когда реклама гогова на всё, лишь бы завлечь клиента. Пушкин здесь очень даже сгодится!

   Пивной ресторан «Карл и Фридрих» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге выпустил собственные спички (обычная вещь, принятая во всём мире) со слоганом «Все отдыхают!». Но кто-то, очень грамотный, вспомнил, что место, где расположен ресторан, самое что ни на есть пушкинское, и на коробке появилась надпись, сделанная «рукой поэта»: “...Пожалуй, лучшее место в Петербурге!...” Для убедительности и «подлинную» подпись поэта тиснули. Культовый московский ресторан «ПушкинЪ» и его одноимённый воронежский коллега по общепиту тоже выпустили спички «Пушкин», но до такой «цитаты» не додумались Очень интересны и красочны несколько серий спичечных этикеток, посвящённых сказкам и героям повестей А.С.Пушкина. Замечательна серия коробков, на которых воспроизведены ставшие классическими силуэтные иллюстрации художника В.Свитальского к «Евгению Онегину». Эта серия выходила два раза с разным количеством коробков и в разной цветовой гамме. Не менее интересна серия «Рисунки поэта», содержащая 12 малых и один большой коробок. На этих этикетках мы видим автопортреты А.С.Пушкины, портреты друзей и знакомых поэта, запечатлённые его «быстрым карандашом». Примеры удачных пушкинских серий спичечных этикеток можно долго продолжать.

   Современные спички бывают самых разных назначений: хозяйственные, сувенирные, каминные, охотничьи, газовые итд. Есть спички, горящие на сильном ветре и под водой. Есть осветительные и ещё много других. При этом сами спички и коробки могут быть изготовлены из разных материалов, иметь разные форму и размер. Всё это придаёт коллекционированию спичек особый интерес, но, как было сказано выше, серьёзно затрудняет их систематизацию и описание. Если почтовые марки давно каталогизированы и описаны в мельчайших деталях (включая ошибки, которые могут поднять цену марки в десятки или даже сотни раз!), то спичечные этикетки – это во многом «терра инкогнито». Правда, существуют, созданные усилиями коллекционеров, каталоги продукции спичечных фабрик, но их мало и они пока не полностью описывают всё разнообразие спичечной продукции. Ещё сложнее обстоит дело с тематическими каталогами. Если тематических филателистических каталогов – десятки (великие люди, различные жанры искусства, фауна, флора, спорт, полярная почта итд. итп.), то тематических филуменистических каталогов – единицы. В этой связи особенно приятно, что российские филуменисты обратили внимание на тему «А.С.Пушкин». Видный коллекционер и исследователь спичечной продукции, Генеральный директор «Филуменистического центра» А.Травников (Санкт-Петербург) готовит иллюстрированный каталог, в котором будут представлены и детально описаны около трёхсот «пушкин ских» этикеток. Каталог выйдет в свет в июне 2011 года и станет хорошим подарком ко дню рождения великого поэта.

Источник:

http://www.edu54.ru/node/235401


Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Войти на сайт

Новости


Журнал "СФИНКС"
в печатном цветном издании
или на CD
Открыта подписка на 2019 
************************
 Встречи 
   филуменистов
состоятся
  в  Санкт-Петербурге
Римского- Корсакова д. 53
     С 1 сентября по 31 мая
 в 1 и 3 воскресенье
каждого месяца
с 10 до 11 
**************************
Летом встречи в третье
воскресенье каждого месяца
с 10 до 11 часов.
***************************

Контакты

26 мая 2019
в клубе коллекционеров
Санкт - Петербурга
состоится закрытие сезона
встреч филуменистов
*************************
Санкт - Петербург
Почтовый адрес:
А/Я № 92 Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 Редактор
Алексей Травников
Подробно в новостях сайта.
*************************

   По всем вопросам
   обращайтесь
 по адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
*********************
Поддержка сайта

host-race.net