Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                                                                           Король спичек.
 
          С
радость представляем Иосифа Борисовича Осташанского.
Мастера традиционного народного искусства. Друзья называют его КОРОЛЕМ СПИЧКИ.
Его девиз, сказан в документальном фильме «ДАРИТЬ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ». 
Девиз – это правило его жизни. (Фильм «Дарить радость людям» снят в 2009г.
О его судьбе, творчестве. Продолжительность 42 мин. https://youtu.be/eLKfuF3neoU
Отдельно надо отметить этот материал:
http://painters.com.ua/khudozhnik-iosif-ostashinskijj/ 

 В нашем обиходе множество простых, но значимых вещей. Взять, к примеру, обычную спичку – что из нее можно сделать? Поджечь костер и только…
А если включить фантазию и подойти творчески – спичка непременно проявит свою скрытую сущность! В Киеве живет мастер, который более 30 лет делает из спичек замки, крепости, дворцы, усадьбы, храмовые комплексы. Правда, в уменьшенном виде. И, наверное, никогда бы он не взялся за эту увлекательную работу, если бы не… боевое ранение при защите границы СССР. Предлагаем вашему вниманию интервью с мастером малых архитектурных форм Иосифом Борисовичем Осташинским. Иосиф Борисович – коренной киевлянин и обладатель многих громких регалий. Рекордсмен Книги рекордов Украины и кавалер Ордена святого князя Владимира. Автор запатентованной техники барельефных картин, которые изготавливает из обычных спичек, правда, не отечественного производства, а американских – они не такие ломкие.

КОР: – Иосиф Борисович, как вы пришли к такому необычному виду искусства?

И.О. – Многолетний был поиск себя, я перепробовал много видов творчества. Но когда-то спички попали в руки, а я попал в больницу с последствием ранения во время службы на границе – у меня отнялась левая нога. Иосиф Борисович рассказывает о тех событиях не очень охотно. Во время прохождения военной службы в Даурии в 1969-70 годах двадцатилетним юношей он оказался в гуще событий, связанных с приграничным противостоянием Советского Союза и Китайской Народной Республики. Писать домой о том, где находишься и чем занимаешься, категорически запрещалось. Поэтому никто из друзей и родных фактически не знал, куда попал новобранец. А обстановка была напряженная. Из его отделения погибло пятеро бойцов, сам он получил осколочное ранение позвоночника и контузию – у ног разорвался снаряд. Две недели находился на грани жизни и смерти. Но молодой организм и спортивная подготовка (все-таки кандидат в мастера спорта по фехтованию) тогда помогли солдату встать на ноги. Впрочем, в 35 лет, как не прискорбно, Иосиф Борисович все же получил статус инвалида войны третьей группы и боль в позвоночнике на всю жизнь.

И.О. – Через полтора десятка лет после демобилизации осколок дал о себе знать – отнялась левая нога, потом начались боли. И вот я лежал в 15-й больнице на Подоле и чтобы не свихнуться, попросил жену принести спички и другие материалы и стал мастерить. Только не такие картины, как сейчас я делаю, – объемные. Первой я сделал старинную карельскую церквушку. Тогда, с далекого 1985-го, через эту церквушку, благодать и милость Всевышнего к Иосифу Борисовичу вернулось здоровье. С тех пор макетирование стало его увлечением на всю жизнь. Первые изделия мастер делал объёмными. И ему очень хотелось показать их людям. Но много в руки не возьмёшь: работы были громоздкими, хрупкими, неудобными в транспортировке. Творческая смекалка привела Осташинского к мысли делать изделия полуобъёмными, в виде вертикальных срезов, а затем помещать их в рамки как картины. Так он изобрел собственный жанр – барельефные картины из спичек. Темами произведений стали мировые архитектурные шедевры и памятники истории и культуры родного Киева.

КОР: – Расскажите, какие архитектурные памятники Киева запечатлены в ваших работах?

И.О. – Михайловский Золотоверхий собор у меня в экспозиции есть в первоначальном виде, а не в таком, каким мы видим его сейчас, заново отстроенным. Я нахожу первоисточники, чтобы увидеть, какими были памятники исходно, до восстановления. Вот у меня есть Киево-Могилянская академия. Сейчас она есть, но совсем другой вид имеет, а я ее сделал по чертежу 1718 года. Мне было интересно, какой же она была раньше, ее прежний исторический облик.

Среди миниатюрно-архитектурных изделий мастера также есть Золотые ворота Киева, Ирининская церковь, здание Киевской городской думы, Софийский собор. Потрясающе ярко выглядят «построенные» Осташинским Ласточкино гнездо в Крыму, Храм гроба Господня и второй Храм Соломона (516-й год до н. э.) в Иерусалиме. А трудится «спичечных дел мастер» по ночам в своей квартире, когда домочадцы засыпают и ничто не мешает сосредоточиться. За рабочим столом при свете лампы он терпеливо отбирает спички и нарезает их на тысячи «кирпичиков». Каждая картина создается по нескольку месяцев. На одну работу может уйти от пяти до десяти спичечных коробков. Мастер также использует картон, клей, краски, лак, папье-маше. В ход идут и другие подручные материалы, особенно при выполнении внешнего декора зданий: кусочки сетки, пенопласта, фольги, голограммной бумаги, тесьмы под золото и серебро; ленты, мелкие декоративные пуговицы и даже пластмассовые зубочистки и палочки для мороженого. И все же львиная доля времени уходит на поиски изображений самих зданий – в архивах и библиотеках, а также на изготовление модели, по которой потом и изготавливается макет. Макеты имеют высоту 40–50 см. Фоном для них служат фотографии пейзажей. За счет этого создаётся впечатление полного, гармоничного слияния зданий с природой, отчего храмы кажутся настоящими, куда так и хочется войти. Больше всего мастеру интересно воссоздавать то, чего уже нет, уничтоженные шедевры архитектуры. Кроме того, к каждой работе обязательно прилагается небольшая историческая справка о здании: когда и кем построено, какие ценности в нем сберегались, когда и почему разрушено, и много другой интересной информации. Так что произведения мастера – это высокоинтеллектуальная, титаническая работа рук и ума.
         

      


КОР: – Раскройте секрет: что вам помогает в вашем творчестве?

И.О. – Никакого секрета не существует. Просто нужно иметь большое желание, любовь к городу, к архитектуре, ведь архитектуру называют музыкой застывшей в камне.
Я просто, делая такие работы, много для себя нахожу неизведанного, открываю какие-то страницы истории нашей страны, других стран и людям открываю много нового.
За 30 лет Иосиф Осташинский создал более 70 полуобъемных картин. И каждая впечатляет точностью пропорций, оригинальностью использованных материалов и филигранностью исполнения.

Сам мастер признается: в этом «строительстве» проявилась его детская мечта стать архитектором, ведь в художественный вуз он так и не поступил. Но тот, кто не опускает руки, – всегда найдет дело по душе. По совокупности персональных выставок Иосиф Борисович стал членом Национального союза художников Украины как мастер необычного творческого жанра: архитектура в миниатюре. Его работы удостоены многих наград, но, прежде всего в каждой из них чувствуется бережное отношение автора к традициям разных народов и глубокое уважение к их культуре. В его экспозиции представлены не только православные святыни, но и храмы других религий – так художник пытается вернуть современного человека к духовности.

И.О. – Всегда человек идет за успокоением души в храмы, какой бы он веры ни был. Поэтому, не выходя с моей выставки можно побывать во всех странах мира и посмотреть культовые постройки разных религий. Я хочу показать людям, что самое главное – это служение духовным идеалам, возврат к духовности возрождает нацию. Да и вообще, на своем примере могу сказать, что искусство исцеляет. Та энергия, которая идет от храмов, благотворно влияет даже в том случае, когда храмы представлены в миниатюре. (Смеется).

КОР: – Может это знак и воссозданные вами храмы в макетах вскоре начнут возрождаться наяву?

И.О. – Как знать, но я очень хотел бы, чтоб так оно и было.

КОР: – У вас есть любимая картина?

И.О. – Это Киевская Дума 1785 года. Она стояла до 1919-го между теперешней Главной почтой на площади Независимости и Домом профсоюзов. Полгода искал рисунок.
А когда нашел, говорю жене: «Здесь столько работы!». Создавал ее полгода, а обычно за один-два месяца справляюсь. Художник мечтает, чтобы его работы когда-нибудь стали экспонатами городского музея.

И.О. – Я хочу, чтобы они остались в Киеве для потомков – как символ богатства украинской духовности и культурного наследия нации.

Досье.
Родился 13 июня 1949 года в Киеве. Окончил Республиканский технологический техникум. Член Национального союза художников Украины. Мастер традиционного народного искусства. Автор и единственный исполнитель необыкновенного творческого жанра – объемные картины в виде барельефных изображений архитектурных сооружений. Тематика работ – исторические памятники архитектуры всех времен и верований. С 1985 года провел более 40 персональных выставок. Ведет большую общественную работу. За это имеет «Почетный знак отличия» от Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников исторически-архитектурного наследия им. Олеся Гончара. Много лет сотрудничает с Национальным фондом «Украина – детям» и Народной Академией творчества инвалидов. Проводит мастер-классы для детей-инвалидов. Лауреат Международной премии «Филантроп» 2012 года за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства.
Почетный член Международного благотворительного фонда «Духовное наследие».

Беседовала Наталья Шпилевая, 

Журнал "САМАРЯНКА"; женский православный сайт

                                                                                                            БИОГРАФИЯ               
Знаменитости по датам рождения.
 Иосиф Борисович Осташинский Род деятельности: мастер традиционного народного искусства Дата рождения: 13 июня 1949(1949-06-13) 
Место рождения: Украина, г. Киев
Отец: Осташинский Борис Иосифович
Мать: Осташинская Ида Семеновна
Супруга: Осташинская Алла Дмитриевна
Дети: Бакун Ирина Иосифовна
 
Иосиф Борисович Осташинский (р. 13 июня 1949, Киев, Украина) - мастер традиционного народного искусства. Автор необычного творческого жанра - картин с барельефным изображением памятников архитектуры из спичек.
 В 1966 году окончил школу № 79. В школе занимался творчеством, оформлял плакатами кабинеты и выпускал стенгазеты. Рос Иосиф в творческой среде - отец, Борис Иосифович, участник ВОВ, майор запаса, был известным в Киеве драпировщиком - изготовленные его руками шторы и занавеси украшали многие театры, посольства, знаменитый Мариинский дворец. Один родной дядя по линии отца - Наум Иосифович, заслуженный учитель Украины. Созданная им в 1949 году Детская художественная студия, была единственная в Советском Союзе. Второй дядя - Аркадий Иосифович - был художником-оформителем в художественном фонде Украины. С 1966 года Иосиф Борисович начал работать в полиграфии, в цинкографии. В 1968 году был призван в армию. Попал служить в Забайкальский военный округ, на границе с Китаем, в период советско-китайского военного конфликта. Весной 1969 года, после очередной военной операции, получил контузию и осколочное ранение. После демобилизации в 1970 году длительный период лечился. Стал инвалидом войны. Воин-интернационалист.
.В 1973 ГОДУ окончил заочно Республиканский технологический техникум по специальности техник-фотограф, продолжал работать в полиграфии. Иосиф ОСТАШИНСКИЙ все время творил, искал свое «я» в искусстве, пробовал себя в различных жанрах: гравюре, чеканке, инкрустации, орнаментах. Заинтересовался моделированием изделий из необычного «строительного» материала - спичек. Стал делать декоративные тарелки, кружки, вазочки. Затем попробовал «строить» макеты настоящих зданий. Первые изделия делал объемными, потом пришел к мысли делать макеты зданий из спичек полуобъемными, барельефными - в виде вертикальных срезов, и помещать их в рамки, как картины. Здесь без профессиональных знаний не обойтись. Все свободное от работы время Иосиф проводит в библиотеках - изучая историю древних памятников, основы инженерного дела, особенности архитектуры разных типов зданий, переснимает чертежи, схемы, рисунки храмов. Много сотрудничает с краеведами, искусствоведами. Тема родного Киева, его памятников истории, культуры и архитектуры, как исчезнувших, так и сохранившихся до наших дней доминирует в его творчестве. Поэтому и начал он с макета «Золотых ворот». С тех пор вдохновение никогда не покидает необычного «зодчего».
В каждой его работе чувствуется бережное отношение к национальным традициям разных народов, глубокое уважение к их культуре и вероисповеданию. За 30 лет творчества Иосиф Осташинский приобрел богатый опыт и мастерство, создал более 80 картин, которые поражают сходством с оригиналами и филигранностью исполнения. Упорно, кропотливо он работает над каждым макетом от двух до шести месяцев, терпеливо нарезая тысячи «кирпичиков» - спичек разной длины и толщины, шлифуя каждую из них, чтобы не было ни одной заусеницы. В работе мастер использует также картон, мебельный шпон, клей, краски, лак, папье-маше и другие подручные материалы, особенно при выполнении внешнего декора зданий: кусочки сетки, пенопласт, фольга, тесьма под золото и серебро, ленты, мелкие декоративные пуговицы и даже отрезки декоративных частей пластмассовых зубочисток. Макеты зданий имеют высоту 40-50 сантиметров, длину до 80 сантиметров, выступают из рам на 10-15 сантиметров. Фоном для них служат пейзажи. Создается впечатление полного гармоничного слияния зданий с природой. Покоряют красотой созданные им картины: синагога Бродского, Михайловский Златоверхий собор, Ирининская церковь, здание Киевской городской думы, Храм гроба Господня и второй Храм Соломона в Иерусалиме. Нельзя остаться равнодушным и к синагоге-крепости в Луцке, старинной деревянной синагоге в Погребище, Главной синагоге в Киеве на Щекавицкой. Поражают красотой синагога «Золотая Роза» в Днепропетровске, Софиевский собор в столице Украины и много других памятников старины. Иосиф Борисович более 40 лет проработал на полиграфических предприятиях Киева и занимался при этом творческой, общественной и педагогической деятельностью.
С 1985 года провел более 80 персональных выставок по Украине, а также в Москве, Санкт-Петербурге и Кишиневе. Он постоянно участвует в выставках-смотрах и всегда удостаивается призовых мест. Иосифу Борисовичу в 1999 году решением Национального союза художников Украины присвоено звание «Мастер традиционного народного искусства». О мастере напечатано более 200 публикаций в прессе. Увидели свет сотни передач по ТВ.
В 2000 году вышел документальный фильм «Дорога к храму», а в 2009 - «Дарить радость людям». Много лет Иосифу Борисович сотрудничает с Национальным фондом «Украина - детям» и Народной академией творчества инвалидов Украины, как член её оргкомитета. Проводит мастер-классы своего творчества в школах, интернатах, центрах реабилитации инвалидов в разных городах Украины.
Свои наблюдения публикует во многих газетах и журналах. Несколько его рассказов о киевлянах, ветеранах ВОВ, вошли в книгу «Расскажи сыну своему…». Работы мастера получили высокую оценку специалистов: архитекторов, инженеров, дизайнеров, искусствоведов, а также деятелей разных конфессий. Свой творческий жанр запатентовал и имеет авторское свидетельство.
В 2012 году вышла его книга-учебник «Удивительные поделки из спичек». Картины Осташинского уникальны, неповторимы, выполнены в одном экземпляре и имеют большую художественную ценность. Семья Жена - Алла, дочь - Ирина, внуки - Сабина и Мартин.

                                                                                   Заслуги
 .

1. Почетное отличие от Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара за развитие искусства, популяризацию историко-архитектурного и духовного наследия Украины.
2. Благодарность от мэра Киева, министра культуры и министра социальной политики Украины.
3. Почетное отличие от Национального фонда «Украина - детям».
4. Почетный член Международного благотворительного фонда «Духовное наследие».
5. Член Народного аматорского коллектива студии-галереи «Мы духом не сломанные».
6. Лауреат Международного академического рейтинга «Золотая фортуна», г. Киев, 2011 г.
7. Лауреат Международной премии ВЭК, г. Киев, 2012 г.
8. Лауреат Международной премии «Филантроп», Россия, г. Москва, 2012 г.
9. Диплом Книги рекордов Украины, 2009 г.
10. Диплом Международного агентства рекордов и достижений «МАРИД», Россия, г. Москва, 2012 г.
11. Диплом Национального реестра рекордов Украины, 2013 г.

                                                                           Награды

1. Орден Святого Владимира ІV степени с присвоением титула «Рыцарь Ордена Святого Князя Владимира».
2. Почетный знак Украинской Секции Международной Полицейской Ассоциации. 3
. Орден Святого Николая Чудотворца.
4.Орден «За гуманность и милосердие».
5. Орден Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
6. Памятный орден «Солдатская слава», Россия.
7. Орден Равноапостольного Князя Владимира ІІІ степени.
8. Орден «Международная премия ВЭК».
9. Памятный знак «20 лет независимости Украины».
10. Орден Архистратига Михаила.
11. Памятный знак Свято-Георгиевский.
12. Орден 3-ей степени “Слава и честь”.
13. Орден Святого Юрия Победителя.
14. Награжден 17 медалями Украины и России.

                                                                            Книги

1. Жизнь известных людей. (Сборник рассказов, 2003 г.)
2. Кияни. (Библиографический сборник, 2004 г.)
3. Художники Украины. (Каталог, 2005 г.)
4. Художники України. Йосип Осташинський. (Журнал, № 29, 2007 г.).
5. Имена Украины. (Каталог, 2007 г).
6. Россия. Рекорды и достижения. 2012 г.
7. И.Б. Осташинский. Удивительные поделки из спичек. (2012 г.)
8. Строим Украину вместе. (Сборник, 2013 г.)
9. Национальный реестр рекордов Украины 2014. (Каталог, 2013 г.)
10. Йосип Осташинський. Архітектура в мініатюрі. (Буклет, 2013 г.)
11. О. Купцова. Замечательные поделки из спичек. (Россия, 2014 г.)

                                                          Доп. информация
Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Нас поддерживают

Клуб коллекционеров

Фирма ВАВ (Медный всадник)

Фирма Ката

ООО ИМИДЖ-БОРОВИЧИ, Новгородская область

ОСК

Белка - Фаворит

Череповецкая спичечная фабрика ФЭСКО

Победа

Уфимская спичечная фабрика

Минск Королева Огня

Торговый дом Алабр

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика