Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                       Уважаемые, коллеги-филуменисты,
на этой странице раздела "О филумении" более тонко затрагивается тематическая сторона коллекционирования спичечных этикеток. Рассматривается исторический подход к филуменистическому материалу, проводится аналогия с другими видами коллекционирования.
Будем благодарны вам за Ваши 
материалы на эту тему. Адрес на главной странице сайта.

                                                                        Темы раздела:
1. Корабли - музеи;
2. Бедный Этьенн (о серии "Русские скульпторы);
3. Памятники на спичечных этикетках (на пьедестале ракетный катер);
4. Парашюты и филумения;
5. Храмы города Слободской; 6. Народные промыслы Кировской области на этикетках фабрики "Белка".
7. Спартакиады СССР на спичечных этикетках; 8. Об олимпиадах на спичечных этикетках.

                                      * КОРАБЛИ-МУЗЕИ -научно - исследовательское судно "ВИТЯЗЬ".

     Корабль науки Научно-исследовательское судно «Витязь» одно из самых известных и знаменитых судов не только в нашей стране, но и во всем мире. На спичечных этикетках «Витязь» появлялся не один разв разные годы. Так в сериях «Корабли науки» - в 1960 году серия из 9 этикеток ГОСТ 1820-56 и в серии так же из 9 этикеток 1974 года ГОСТ 1820-69, так и на отдельных этикетка. Например: Юбилейные этикетки (кабинетка + этикетка) Балабановской спичечной фабрики «Судно АН СССР «Витязь».

     «Витязь» был построен в 1939 году на верфи Бремерхавена в Германии, по заказу судоходной компании «Нептун» для перевозки фруктов из южных стран в Германию и первоначально называлось «Марс». Во время войны грузопассажирское судно «Марс» сначала перевозило грузы из Скандинавии в Германию, а затем было переоборудовано в плавучий госпиталь. В начале 1945 года судно вывозило беженцев из осажденных Советскими войсками Кенигсберга в Пиллау. После войны судно в счет репарации досталось Великобритании, а в конце 1945 года передано СССР.
 
   В январе 1946 года был организован институт Океанологии АН СССР. Институту было необходимо судно для проведения научно – исследовательских экспедиций в океане. Выбор пал на трофейное грузопассажирское судно «Марс». В течении 1947-48 годов судно, получившее название «ВИТЯЗЬ», было переоборудовано в научно – исследовательское. На корабле были оборудованы жилые и служебные помещения, комната отдыха для примерно 130 человек. Также на судне располагалось 14 лабораторий, научная библиотека, было смонтировано уникальное глубоководное оборудование. Свое название «Витязь» получил в честь своих славных предшественников корвета и парусно – винтового корвета «Витязь». В 1949 году «Витязь» вышел в свое первое научное плавание. За время своей научной карьеры с 1949 по 1979 год, «Витязь» прошел более 8000 000 морских миль, совершил 65 экспедиций, стал участником многих международных научных программ, во время экспедиций на его борту было сделано множество важнейших научных открытий. Океанологи называют это время эпохой «Витязя».
 
    В 1979 году судно было переведено в г. Калининград для организации на его борту музея, но к сожалению процесс музеефикации затянулся на долгие годы. Перед кораблем была реальная угроза разделки на металлолом, но к счастью для прославленного корабля все закончилось хорошо. 12 апреля 1990 года вышло постановление правительства РСФСР о создании в Калининграде Музея Мирового океана. «Витязь» был поставлен на завод «Янтарь» для проведения ремонта и работ по устройству на нем музейной экспозиции. В октябре 1994 года «Витязь» принял первых посетителей. Сейчас «Витязь» является одним из главных экспонатов Музея Мирового океана.

Автор Куликов А. В.
Источник: журнал "Сфинкс" № 9 (17) 2009 г.

                       
   *
Бедный Этьенн!

   Разбирая свою коллекцию я наткнулся на ленточку с серией «Русские скульпторы» Барнаульской спичечной фабрики. Причем ленточка была странная: восемь спичечных этикеток вместо девяти, а от девятой – лишь верхняя часть обрезанной этикетки с ясно видимым фрагментом замечательного нашего «Медного всадника» (открыт в 1782 г.) и надписью «Русские скульпторы».
   Как же так? Ведь в этой серии – а филуменистам она известна – 17 этикеток. Откуда же появился 18-й рисунок?
   А ларчик открывался просто. Изначально в серии было именно 18 рисунков. И 18-м была этикетка с портретом Э. М. Фальконе и его всемирно известного творения.
   Ни редактор, ни корректор, ни худсовет, утвердивший эскизы, ни начальник цеха литографии, давший команду «в печать», не обратили внимания на то, что в компанию русских скульпторов затесался француз.    Первыми были отпечатаны листы для фабрики «Красная звезда». Со всеми18- ю сюжетами. Листы благополучно ушли в коробочный цех на наклейку…
   И только когда печатали во второй раз, для Барнаульской спичечной фабрики, ошибку обнаружили. Все уже отпечатанные листы были срочно обрезаны, благо, по счастью, «лишняя» этикетка оказалась на краю листа. Остальные этикетки были наклеены и ушли к заказчику. Неприятной ошибки удалось избежать. При выполнении следующих заказов на месте «Медного всадника» появилась повторная этикетка с портретом С. Т. Коненкова.
   И сегодня этикетка с портретом французского ваятеля под заголовком «Русские скульпторы» является УНИКАЛЬНОЙ.
 
  В
моей коллекции имеются варианты этой серии (из 17-и этикеток), выполненные для фабрик и комбинатов «Белка», «Победа» и «Гигант», а так же Бийского, Пинского и Туринского предприятий.   Кстати, в серии допущена ошибка в годе рождения А. М. Опекушина: дан 1838 год, хотя Советский Энциклопедической словарь дает иную дату – 1841 год. Эта ошибка делает «Русские скульпторы» еще интереснее для филуменистов.
  Очень жаль, что в этой серии от русских скульпторов «отсекли» автора всемирно известного «Медного всадника», ставшего визитной карточкой нашего города. Изображение самого шедевра на спичечных этикетках появляется очень часто, а вот его гениальному ваятелю не повезло: Этьенна Мориса Фальконе (1716-1791) на этикетках больше не печатали ни разу. Да и то единственное, что чудом – благодаря невнимательности многих людей – осталось в серии «Красной звезды» совершенно случайно…
   Хорошо, хоть так…

Автор; П. М. Янколович.
Источник: журнал «Невский филуменист» № 15, ноябрь 2006 г.

                                                         
                                                                    *КОРАБЛИ – МУЗЕИ - ПАМЯТНИКИ НА СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ.

                                     

                   НА ПЬЕДЕСТАЛЕ – ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР.
   В России и за рубежом находится немало кораблей музеев и памятников. Многие из этих кораблей изображены на спичечных этикетках в разные годы их службы, как в качестве действующих кораблей, так и в качестве музеев и памятников. О таких кораблях на спичечных этикетках мы и будем Вам рассказывать. Поскольку первый наш рассказ выходит в майском номере журнала, то он посвящен одному из многочисленных памятников, поставленных в честь победы в Великой Отечественной Войне. 

   Памятник, изображенный на этикетке, посвящен торпедному катеру в Городе – герое Новороссийске. На этикетке надпись: НОВРОССИЙСК – ГОРОД – ГЕРОЙ. ПАМЯТНИК – КАТЕР. Ф-КА «ПРОЛЕТАРСКОЕ ЗНАМЯ» Г. ЧУДОВО ГОСТ1820 – 77 Ц. 1 К. Размер ¾ (35 x 48 мм). Цвет бумаги – белый. Цвет печати – черный, оранжевый. 

   Памятник установлен рядом с Морским вокзалом в Новороссийске в 1968 году и стал символом всех катеров принимавших участие в боях за Новороссийск в 1943 году. Памятник представляет собой бетонный постамент в виде высоко поднятой волны, на гребне которой находится торпедный катер.

   Автор памятника архитектор Н. Никитин. На памятнике надпись «ГЕРОИЧЕСКИМ МОРЯКАМ ЧЕРНОМОРЦАМ». Корабль, установленный на пьедестале, относится к типу торпедных катеров проекта 123 – бис.

   Еще эти катера называют типа «Комсомолец». Катера этого проекта представляли собой откорректированный предвоенный проект 123. Одобренный в конце 1943 года проект 123 бис был реализован в большую серию кораблей, первые катера были сданы флоту уже в конце 1944 года. Катера проекта 123, 123 бис и их модификации строились на заводах Ленинграда, Феодосии и Тюмени, начиная с 1939 по 1955годы, всего по разным данным было построено около 400 кораблей. Торпедный катер ТК-341 (установленный на постаменте) в Великой Отечественной Войне не принимал и установлен в память всем морякам- катерникам, участвовавшим в боях за Родину.

Автор Куликов А. В.

Источник: журнал "Сфинкс"  № 5 (13), 2009 год.

                                                                                      * Парашюты и филумения.

 
 Каждый коллекционер, собирая материал по своей теме, неизбежно хранит в своих фондах материалы из других областей увлечения. Так у автора появились этикетки от спичечных коробков. Собирание спичечных этикеток – филумения – один из старейших видов коллекционирования. Началось оно в 1837 г. с выпуском первых коробков со спичками, ранее, чем появилась на свет первая почтовая марка 1840 г.

На этикетках, как и на марках, отражаются различные события. Разные страны спорят, у кого раньше появились спички. Изобретателями считаются Янош Ирини (Венгрия), Шарль Сория (Франция), Джон Уолкер (Англия) Иоган Каммар (Германия) в период с 1805 по 1830 г. г. Известна этикетка1826 года от спичек аптекаря Джона Уолкера.

В России производство современного типа спичек организовано Василием Лапшиным в 1879 году в деревне Хотитово Ногородской губернии. В разное время в России было до 8000 спичечных фабрик! В феврале 1919 г. фабрики были национализированыю Спичечная этикетка становится средством пропаганды. На них отражаются различные события и личности в жизни страны.

Первый шаг в использовании этикеток для пропаганды сделал еженедельник «Крестьянская газета». Для увеличения тиража редакция обратилась в Спичбюро ВСНХ (организацию, управляющей спичечной промышленностью) о направлении в сельские районы спичек с информацией о газете.

В 1957 г. в Москве в саду Эрмитаж состоядась выставка спичечных этикеток. В этом же году Исполком Моссовета утвердил устав Московского общества коллекционеров. Первой в нем 17 июля зарегистрировалась секция филуменистов, а через два месяца – секция филателистов.

В настоящее время в Москве действует клуб филуменистов «Сувенир». Cпомощью коллекционеров из клуба "Сувенир" удалось собрать некоторое количество этикеток. Это этикетка с парашютистом , выпущенная в Латвии в конце XIX века. Швеция, являющаяся крупнейшим производителем продукции, в начале ХХ века выпускала спички с изображением парашюта на этикетке.

К сожалению, довоенная этикетка " парашютист" в моей коллекции представлена копией. В пятидесятых появилась этикетка с приземляющимся парашютистом. Пропаганде занятия парашютным спортом в клубах ДОСААФ посвящены этикетки, выпускающиеся несколько раз в измененных цветах. Дважды выпускались этикетки к 3 Чемпионату мира по парашютному спорту 1954 г. Проведению 3 -й Спартакиаде по техническим видам спорта ( 1964-1965 г. г.) сопутствовали этикетки, выпущенные в Литовской ССР. Известны этикетки к VIII Спартакиаде ЛитССР (1978 г.).

На этикетках популяризировался парашютизм в Польше, Чехословакии и ГДР.

На этикетках также представлена крылатая гвардия СССР (1962 г.) и Польши (1963 г.). К соревнованиям армий стран Варшавского блока также выпущена этикетка. На японско этикетке показан парашютист 2- мировой войны. Парашютостроители Германии и Японии предусмотрели подвеску человека в одной точке между лопатками. Предполагалось, что десантник, вооруженный винтовкой или автоматом, сможет вести огонь в полете.

Охрана лесов от пожаров с помощью пожарных - парашютистов также отображена на спичечных этикетках. Известны этикетки с парашютистами, выпущенные в КНР, Португалии, Тайвани.

В 2003 году в г. Рыбинск, фирма "Формат - принт" выпустила сувенирный спичечный набор по заказу Центрального спортивного парашютного клуба (ЦСПК). В красиво оформленной коробке расположены 18 коробков спичек. Этикетки выполнены с фотографий, отображающих различные эпизоды: посадка парашютистов в верталет, отделение группы, "звезда" из парашютистов, 4-х, 8-ми и 16 -ти спортсменов, "этажерка", двоеборье (акробатика и приземление на точность) и даже приводнение.
Автор Юрий Голант.

 Представляем набор сувенирных спичек (коробка +18 коробков).
                "Центральный парашютный клуб".
Внутренняя часть коробки (см. выше)  и лицевая часть набора.

Описание: Год выпуска — 2002. © Производство «Формат-принт» Упаковочная коробка 252 х 180 х 20, с объемной стенкой. Спичечные коробки формата 2/3 собственного изготовления (наполнение – спички фабрики «ФЭСКО»), 
КР с полноцветной печатью и лаком (11 3х 50).

                      В конце страници представлен ряд спичечных этикеток на эту тему.


                              

 

              
                                     *
Храмы города Слободской
 


Автор рассказывает о серии спичечных этикеток фабрики "Белка-фаворит", ранее "Белка". Серия из пяти этикеток с изображением фотографий архитектурных зданий г. Слободской, Кировская обл. Серия выпущена в 2000 году к 495 летию города. Гост 1820-85. Слободской - один из древнейших городов Кировской области. Датой его основания считается 1505 год.

Визитной карточкой Слободского является 66-метровая колокольня Спасо - Преображенского собора. Это уникальное сооружение является памятником архитектуры и военной доблести России. Строительство колокольни начато в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года. Возводилась колокольня по проекту вятского архитектора И. Д. Дюссара – де - Невиля. Строители торопились ее построить к приезду в Слободской императора Александра 1. Спички с видом на Спасо - Преображенскую колокольню выпустила Спичечная фабрика "Белка" к 495-летию города. Помимо колокольни на этикете изображалась Троицкая церковь, деревянная церковь "без гвоздя" в честь Михаила - Архангела и вид на главную площадь г. Слободского. Жемчужина вятского зодчества - Михайло-Архангельская церковь построенная в 1610 году Св. Преподобным Трифоном Вятским. Ранее она располагалась на территории мужского Богоявленского монастыря ( сейчас там ПУ-№17).Перенесена она в центр с "родного" места в середине 20 века. Церковь построена без единого гвоздя. Михайло-Архангельская церковь "съездила" в Париж на выставку деревянного зодчества. Троицкая церковь (1733 г) построена на старом кладбище на средства купца И.Я. Платунова. Архитектура церкви очень скромная. А вот кладбищенские ворота украшены довольно богато. Первоначально церковь и ворота были разными постройками. После того как храм и ворота восстановили, они приобрели новый вид.

Автор Нина Косолапова, г. Слободско, Кировская обл.

                                                * Народные промыслы Кировской области
                                                   на спичечных этикетках фабрики «Б
елка».


 Данный материал подготовлен на основании личной коллекции Н. Косолаповой (от адм. сайта).

Народные промыслы Кировской области представлены на этикетках:
- серия «Народные промыслы, Кружева», серия 9 этикеток, гост 1820-56;
- серия «Прикладное искусство», серия 9 этикеток, гост 1820-56;
- серия «Народное искусство РСФСР», серия 9 этикеток, гост 1820-69;
- серия «Русские народные инструменты», серия 9 этикеток, гост 1820-77;
- серия «Изделия из соломки и лозы», серия 18 этикеток, гост 1820-85.

Кировская область славится не только лесами, полями, озерами, но, прежде всего людьми. На таланты наша земля щедра! Здесь живут люди мастеровые, занимающиеся художественными народными промыслами: дымковской расписной глиняной игрушкой, изделиями из капа-корня, соломки, лозы, кукарскими кружевами.

Дымковская игрушка— один из русских народных глиняных художественных промыслов России существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка. Аналога дымковской игрушки не существует. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают мелом, разведенным на молоке. Игрушки расписывают красками с помощью мягкой кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Заслуженную известность получили кировские художественные изделия из капо-корня. Изготовление из этого материала шкатулок, ларцов, чайниц, папиросниц, имеет давнюю традицию. Промысел существует в Кировской области (бывшей Вятской губернии) более ста лет. Кап- нарост на стволах, сучьях и корнях деревьев. Самый ценный, прочный и красивый кап - березовый. Он встречается довольно редко. Для изготовления различных декоративных изделий применяется также кап липы и ольхи. Кап имеет особое строение древесины, которое обнаруживается при распиловке и поражает красотою текстуры дерева. После замочки и запарки в воде, выпаривания, особой сушки и полировки, дерево приобретает золотистый цвет, при этом выявляется природный узор материала, особенно при полировке гладкой поверхности строгих простых изделий. Каповые изделия имеют декоративное назначение, часто служат сувенирами. Это небольшие по размерам и различные по форме шкатулки, ларцы, ящики для хранения табака, драгоценностей, маникюрных инструментов, принадлежностей для женских рукоделий и т. п. Кукарский кружевной промысел возник в слободе Кукарка Вятской губернии (ныне г.Советск Кировской области) в начале XVIII века.

В 1888 в Кукарской волости было 2 тыс. кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетеные платья. Кукарские кружева вышли на международный рынок и получали медали на выставках в Атланте, Париже, Брюсселе. Кукарское кружево плетется на коклюшках парной и сцепной техниками. Оно отличается от вологодского и рязанского. Кукарское кружево разнообразно в плетении вилюшки, а также отличается богатыми решетками, которые могут быть со звездочками, ромашками и т.п. Вятские мастерицы стремятся также к разнообразию переплетений в одной вещи, чтобы придать изделию ажурность, легкость и красоту. Совсем недавно жизнь ни одной городской, а тем более сельской семьи, нельзя было представить без плетеных вещей. Из ивы, лозы, бересты, лыка, соломки, рогоза, камыша, соснового корня плели практически всё: корзины, лапти, сумки, шляпы, сундуки, дорожные чемоданы, домашнюю утварь, игрушки, мебель и многое, многое другое. В 19 веке плетение из ивового прута становится в России ремеслом.

Вятская губерния издавна богата зарослями ивы. Из лозы мастера - умельцы плели корзинки, сани, коляски, передавая из поколения в поколение свое мастерство.

В прошлом на Вятской земле развивался промысел плетение из ржаной соломки, изготавливали различную хозяйственную утварь, детали, украшения для сельских и семейных праздников. В настоящее время плетением из ржаной соломки занимаются на нескольких предприятиях России и Белоруссии. Все операции плетения выполняются вручную. Оригинальные формы и солнечно-золотистый цвет этих изделий привлекает и радует всех своим теплом.

Еще одним промыслом Вятской земли является плетение из бересты. Поверхностный слой березы выделяется своим белым цветом, за этим слоем следуют многочисленный бархатисто-золотистые слои, которые и называются берестой. Береста смолиста, долго не гниет, не промокает, легко расслаивается и имеет хорошую гибкость. Из нее плетут обувь, сувениры. В берестяной посуде продукты долго не портятся и сохраняют свой вкус. Все ценные качества бересты обуславливают ее широкое применение в изделиях хозяйственного и эстетического значения. Село Бобино (близ Кирова) было когда-то центром вятских «чарушников» - мастеров, плетущих изделия из соснового корня. Пластичный, прочный материал в расщепленном виде идет на изготовление корзин, чашек, ваз.

Вот такие ремесла и промыслы существуют в Кировской области!

Автор; Нина Косолапова, г. Слободской.

                                                                      * «Спартакиады СССР»

      Значение слова "Спартакиада" в Большой Советской Энциклопедии. Спартакиада, традиционные комплексные массовые спортивные соревнования. Спартакиада впервые в начале 20-х гг. 20 в. в ряде стран Европы (Германия, Чехословакия, СССР) стали называть (в честь Спартака) соревнования рабочих спортивных союзов в противовес соревнованиям буржуазных спортивных объединений.

     В СССР первые Спартакиада проведены в 1923 в частях Красной Армии и молодёжной физкультурной организацией им. Спартака в Петрограде. В 1928 в Москве состоялась всесоюзная Спартакиада, в которой участвовало более семи тыс. чел., в том числе свыше 600 представителей рабочих спортивных организаций из 17стран (в программе — 21 вид спорта). С начала 30-х гг. проводятся всесоюзные Спартакиада профсоюзов и физкультурно-спортивного общества «Динамо», с 50-х гг. — Спартакиада народов СССР, ДОСААФ СССР, всесоюзные Спартакиада школьников, международные Спартакиада дружественных армий социалистических и развивающихся стран и др. Спартакиада является смотром достижений в области физической культуры и спорта, способствует их дальнейшему развитию, выявлению талантливых спортсменов для участия в национальных и международных спортивных соревнованиях.

     Спартакиада народов СССР проводились с 1956, как правило, в год, предшествующий Олимпийским играм. Начинаются в коллективах физкультуры предприятий, строек, колхозов, учебных заведений и др.; затем проводятся районные, городские, обл., краевые, республиканские, всесоюзные Спартакиада...»

     К данному материалу предлагаем в качестве иллюстрации кабинетку из сувенирного набора 
"ТРЕТЬЯ СПАРТАКИАДА НАРОДОВ СССР" Сувенирный набор 1956 г. Балабановская экспериментальная фабрика.
Состав набора: гросс, кабинетка, оборотная кабинетка, 12 этикеток, оборотная к этикеткам, боковая лента, вкладыш.
Размер гросса и вкладыша - 220 х 126 мм, кабинеток - 105 х 63 мм, этикеток 53 х 35 мм

                                                                * ОБ ОЛИМПИАДАХ НА СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ,
                                                                     А ТАКЖЕ ОБ ИСТОРИИ ИГР И ИХ СИМВОЛИКЕ.


                                                                           ЗАМЕТКИ БЫВШЕГО ФИЛУМЕНИСТА
                               Этот материал посвящен зимним Олимпийским играм в Сочи. Кроме того, выяснилось,
                               что 2014 год юбилейный для Олимпиад вообще, исполнилось 2790 лет с того времени,
                                                  как в древней Олимпии прошли первые соревнования.


                            

И
гры, проходившие в 776 году до н. э., большинство источников называют первыми Олимпийскими. Правда, некоторые историки считают, что состязания того года не стоит считать абсолютно первыми. Они были первыми всегреческими. Впервые игры в Олимпии были проведены в 884 году до н. э. Но в них участвовали только атлеты Элиды, греческого царства, в котором расположен этот город. Начиная же с 776 года Олимпийские игры были официально признаны правителями всех городов-государств Древней Греции, и в них стали принимать участия бегуны со всей страны. Бегуны – это потому, что первоначально соревнования проводились только в беге. Причем, вначале лишь на одну дистанцию, равную одному стадию (192,27 м). Потом добавился бег на два стадия и беговое двоеборье. Расширение числа спортивных дисциплин на играх началось с 708 г. до н. э.

Как выглядело ристалище древних бегунов, можно увидеть на одной из трех марок , выпущенных в честь первых игр современности в 1896 году и положивших начало олимпийской филателии. Без какой атрибутики невозможно представить современные Олимпийские игры? Без лозунга: «Быстрее, выше, сильнее!», без олимпийского гимна, без клятвы спортсменов, без флага с пятью кольцами, без олимпийского огня, без медалей победителям, наконец.

                                                                                                      Огонь из Олимпии

                               

Игры древности родились из религиозного ритуала в честь бога Зевса: участники состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. Позже бежали уже без факелов. Бегуны финишировали у алтаря, а роль судьи выполнял жрец, который, подготовив жертву богам, вручал победителю факел для зажжения жертвенного огня.

Удивительно, но при такой «огненной основе» древних Олимпиад пламя вспыхнуло только на летних играх в Амстердаме в 1928 году. На играх 1936 года в Берлине была проведена первая эстафета огня.

Надо сказать, что олимпийский огонь, хоть в чаше над стадионом, хоть в виде факела, редкое изображение на официальной и сувенирной продукции олимпиад. На эмблеме летних игр факел присутствовал лишь в 1956 (Мельбурн) и в 1996 (Атланта) годах. На зимних играх огонь изображался только однажды: на эмблеме соревнований 1992 года в Альбервиле в виде языка пламени, стилизованного под флаг Савойи.

Поэтому не приходится удивляться, что известно только два изображения олимпийского факела на отечественных спичечных этикетках: на большой коробке подарочного (сувенирного) набора, выпущенного к Олимпиаде 1964 года в Токио, и на одной этикетке из серии, посвященной играм 1968 года в Мехико.

Впрочем, огню не слишком «везло» и на другой сувенирной продукции. Так из 45 памятных монет, выпущенных к Московской Олимпиаде 1980 года, огонь изображен только на двух. Факел на монете достоинством 1 рубль и огонь в чаше над Лужниками на золотой монете номиналом 100 рублей. Про вторую монету ничего не могу сказать, а рублевую монету с факелом рядовые нумизматы, помнится, искали особенно тщательно, а кто-то и тщетно.

                                                                                                        И кольца от барона
                         

А вот по олимпийским кольцам вопросов нет, без них олимпийскую символику сейчас и представить невозможно. Но появились они не сразу. Пять переплетенных разноцветных колец предложил использовать в качестве символа игр их основатель Пьер де Кубертен в 1913 году. Флаг Олимпиад с этими кольцами был утвержден МОК. Ему предстояло осенять Олимпиаду 1916 года, которая должна была пройти в Берлине, но не состоялась. И флаг с кольцами был поднят лишь на стадионе Антверпена, где прошли игры 1920 года.

На другой олимпийской символике кольца появились только через восемь лет: на официальном плакате зимних Олимпийских игр в Санкт-Морице (1928 год) были изображены два флага – Швейцарии и Олимпийский. А эмблему летних игр кольца украсили только через четыре года, на Олимпиаде 1932 года в Лос-Анджелесе. Кстати, на той же эмблеме первый, и пока еще единственный раз, был начертан олимпийский девиз. С тех пор все официальные эмблемы и плакаты Олимпийских игр не обходились без изображения колец, кроме одного случая. На эмблеме самых трагичных игр 1972 года их не было.

                                                                    «Трудные старты Мехико» и ошибки с Греноблем

 На Токийской Олимпиаде, видимо, из-за сложности для иностранцев японского письма, впервые для обозначения видов спорта были применены пиктограммы. Они без изменений использовались и устроителями следующих игр. Пиктограммы и послужили основой спичечных этикеток, выпущенных в честь мексиканской Олимпиады. На их фоне изображались фигуры спортсменов. Правда, не всегда удачно, например, фигура волейболиста странно смотрелась на фоне гигантских сетки и мяча.

                     

В
торой основой серий олимпийских этикеток 1968 года послужила эмблема Олимпиады со своеобразным шрифтом и кольцами, вписанными в цифры года проведения. Надпись на этикетках, выполненная в духе той эмблемы, выполнялась и в кириллице, и в латинице.К проходившим в тот же год зимним играм в Гренобле была выпущена серия из трех этикеток. На всех «участниках» этого короткого «сериала» изображалась эмблема игр, причем, на одной она была повторена практически полностью. С одним исключением, вместо надписи на французском языке, означающем: «Х зимние Олимпийские игры», была сделана надпись на русском языке.

И надо сказать, русская надпись ошибочна. Но о правильности и неправильности написания на товарах с олимпийской символикой ниже. Олимпийский же 1976 год отметился в советской спортивной филумении (хотя тогда был больше принят термин «филуменистика») тем, что спустя 10 лет была повторена откровенно скучная серия, где древнегреческие скульптуры располагались на фоне условно-силуэтных изображений спортсменов. В качестве иллюстраций приводим изображения этикеток по одной из каждого года выпуска.    

                                                              

                                                                                Как Спартакиада «победила» Олимпиаду


Можно было бы ожидать, что олимпийская тема появится на отечественных спичечных этикетках в 1956 году. Ведь советские спортсмены во второй раз участвовали в летней и впервые в зимней Олимпиаде. Но не было олимпийской символики на спичках этого года. Обе Олимпиады почему-то затмила Спартакиада народов СССР, впервые проведенная в том году. Несколько серий этикеток были посвящены этому, согласимся, выдающемуся, но не главному спортивному событию года. Среди этикеток были и «произведения» попроще, вроде изображения эмблемы Спартакиады, но больше было картинок куда более художественных.

                                                                              Начало советской олимпийской филумении

                                    

Первое изображение Олимпийских колец на спичечной этикетке появилось у нас в стране в 1960 году. В честь Римских игр был выпущен подарочный набор спичек, где на этикетках присутствовали кольца. Красочные (четыре краски – редкость для спичек) но, по сути, обезличенные рисунки, так как не сообщалось, чему они посвящены, отражали 16 видов спорта из олимпийской программы.
В те же четыре краски, печатались 16 стандартных и одна большая этикетки подарочной серии 1964 года. 
Но тут уже было ясно, какой Олимпиаде они «дарятся».
 Москва-80 И если с надписями на сувенирных монетах к Московской Олимпиаде все было в порядке, то на этикетках путаница продолжалась. Так, в сувенирной серии «Из истории Олимпийских игр» упомянутые летние соревнования названы Олимпийскими играми.

                                                                               

Одна из серий этикеток к 22-м Играм была выпущена в двух вариантах: рядовом - в две краски и подарочном – в четыре.
Приводим оба варианта, почувствуйте разницу. 
                                                                                  

Знаменитый талисман Московских игр на олимпийских этикетках почти «не засветился», удалось найти только такое изображение «спичечного» олимпийского Мишки, зато встречался на рекламе спортивных лотерей.

                                                                                                                      

Весьма удачные пиктограммы Олимпиады-80 охотнее использовались за рубежом, нежели у нас. Вот как выглядели этикетки спичечного набора, выпущенного в Финляндии, одну из которых приводим крупнее.
                                                      


                                                                                 Названия и нумерация

Рассматривая разнообразную сувенирную и коллекционную продукцию с олимпийской символикой, часто находишь ошибочные надписи о том событии, которому они посвящены. Впервые о правильном обозначении главного спортивного события у нас в стране заговорили после того, как Москве было поручено провести Олимпиаду 1980 года. Правильное, официальное название того спортивного мероприятия звучало так: «Игры двадцать второй Олимпиады» (номер при написании чаще обозначался римскими цифрами), хотя по счету они были девятнадцатыми (три Олимпиады не состоялись из-за мировых войн). А отсчет зимних Олимпийских игр идет подряд, не состоявшиеся игры не учитываются. Название зимних игр официально звучит иначе, например, игры, проведенные в 1960 году в Скво-Велли, назывались «VIII зимние Олимпийские игры».

                                                                                  Магия числа «22»

Сейчас часто вспоминают Олимпиаду 1980 года, выходит множество сюжетов о взаимосвязи Московских и Сочинских игр. Но почему-то никто не вспомнил о двух двойках, связанных с обеими Олимпиадами. Ведь в Москве были игры XXII Олимпиады, а в Сочи сейчас проходят XXII зимние Олимпийские игры. Успехов нашим спортсменам на играх в Сочи! Приятного «боления» всем нам! И очень бы хотелось, чтобы чемпионы остались «увековеченными» на какой-то сувенирной продукции, традиционно оседающей в коллекциях, как сохранились в коллекциях спичечных этикеток портреты победителей зимних и летних Олимпийских игр 1964 года.

**********************************************************************************************
                                Спичечные этикетки разных стран на тему "Парашюты и филумения"

                               
                                                 
                        

           

          

                

Материал из коллекции В. Захарова, г. Псков.

Нас поддерживают

Клуб коллекционеров

Фирма ВАВ (Медный всадник)

Фирма Ката

ООО ИМИДЖ-БОРОВИЧИ, Новгородская область

ОСК

Белка - Фаворит

Череповецкая спичечная фабрика ФЭСКО

Победа

Уфимская спичечная фабрика

Минск Королева Огня

Торговый дом Алабр

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика