Художник, дизайнер, человек
(как рождаются логотипы)
Журнал "Бюджет", Тема: Культура.
Имя Валерия Акопова неотделимо от истории не только отечественного, но и мирового графического дизайна. Художник с большой буквы, он всегда стремился сделать графический дизайн высоким искусством, и это ему в полной мере удалось. Многие созданные им логотипы стали символами эпохи: пиктограммы Олимпиады-80, логотип Большого театра… И сейчас дизайнер создает неповторимые фирменные стили многим российским компаниям. Сегодня мы беседуем с этим неординарным человеком, который всю жизнь посвятил одному делу и ни разу об этом не пожалел.
— Валерий Сергеевич, поделитесь секретом: как рождаются логотипы? Ведь это своего рода символ, в котором зашифрована масса информации, и нужно, чтобы он стал узнаваем, запоминался…
— При создании логотипа важно понять специфику организации, суть самого задания, технические рамки, в которых можно работать. Выполнение каждого заказа — это работа с чистого листа. Но суть не только в этом. Художник-дизайнер должен иметь широкий кругозор, быть хорошим психологом, физиономистом, от этого во многом зависит профессиональный успех. Это не значит, что нужно обязательно подыгрывать заказчику, чтобы иметь у него успех. Можно сохранить свою позицию, но нужно уметь убеждать, учиться рассказывать о своей работе. Молодежи я всегда говорю: уметь работать хорошо очень важно, но не менее важно уметь объяснить свою работу, правильно ее преподнести.
Конечно, важно понимать, где будет размещена реклама — в городе на афишах, в журнале, в газете, в сети Интернет. Везде есть свои нюансы. Например, реклама в Интернете не должна долго открываться: никто не будет ждать, пока логотип сложится из десятка каких-то элементов.
Специфика создания чего-то значительного в нашей профессии такова: нужно детально разобраться, с чем ты имеешь дело, проанализировать, проговорить с коллегами, и тогда постепенно в обдумывании, в разговоре приходит понимание — нужно это делать именно так. И только разобравшись, уже включить свое воображение, эмоции, и придать этому решению правильный визуальный образ. В процессе моей профессиональной деятельности выработалось такое «знаковое» мышление: работа с ассоциациями, эмоциями, иносказательность, двойные-тройные прочтения, и выражение всего этого графическим языком.
— Вам удается идти в ногу со временем, «совпадать» с эпохой и в советский период, и в новой, современной России. Какой период истории для вас интереснее, как исторические изменения отразились на вашей судьбе?
— С профессиональной точки зрения ситуация принципиально не изменилась. С точки зрения финансовой я и в советское время никогда не получал зарплату, а работал по договорам и получал гонорар за выполненную работу. Есть работа — зарабатываешь, нет — сиди голодный, никто тебе работу искать не будет, то же самое и сейчас. Преимущества советской системы для нас заключались в том, что все предприятия могли сделать заказ только централизованно, по безналичному расчету, через художественные комбинаты, которых было очень немного. Так что у заказчика был не очень большой выбор, и потому у нас всегда было много работы.
Для многих стало крахом, когда рухнула система, прекратил существование художественный комбинат, распределявший заказы, и большинство художников вообще сменили профессию, для них это оказалось не так просто. У меня все сложилось достаточно хорошо: многие заказчики остались с прежних времен — все-таки мое имя было уже известно.