Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

   
           О творчестве Сергея Васильевича Чехонина (1878-1936)
                       русского графика и живописца.


     Выдающийся русский и советский художник Сергей Васильевич Чехонин родился 14 февраля в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертежником и кассиром на пароходной станции. 

    У
чился в Петербурге в Рисовальной школе Общества Поощрения(1896—1897) и в школе М. К. Тенишевой и И. Е. Репина(1897—1900), а кроме того, основательно изучал искусство керамики. Входил в художественное объединение «Мир искусства». Работал в области книжной, журнальной и этикеточной графики, а также выполнял фарфоровую, фаянсовую ифиняфтяную роспись, миниатюру, ювелирные украшения, огранку и роспись стекла, увлекался эмальерным делом.

    И начинал он свой творческий путь как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала века (в частности, гостиницы «Метрополь» в Москве). Ненасытная любознательность заставила его освоить некоторые другие декоративные ремесла — оформление интерьеров, роспись по фарфору, финифть, миниатюрную живопись, и все настолько основательно, что едва ли не в каждой из этих областей он сумел оставить заметный след.

    С 1902 по 1907 год занимался керамикой на Художественном гончарном заводе С.И. Мамонтова в Москве под руководством П.К. Ваулина, а с 1907 по 1914 — в мастерской «Гольдвейн и Ваулин» под Петербургом. Был руководителем учебно-показательных мастерскимх по финифтяному производству в Ростове Ярославской губернии и Торжке (1913—1917).

   С 1918 по 1923 и с 1925 по 1928 Художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде. В первые послереволюционные годыхудожник работал по созданию проектов плакатов, лозунгов, первых советских гербов, денежных знаков, спичечных этикеток,оформлению массовых праздников, один из создателей «агитационного фарфора».
С 1928 проживал во Франции.

   В области создания сюжетных рисунков для спичечных этикеток им создан рисунок «самолета», который пережил всех этикеточных долгожителей и продолжает «летать» на этикетках и в наши дни. Участвуя в 1917-1922 годах в конкурсах по созданию проектов государственного флага, гербовой печати, денежных знаков, монет и почтовых марок молодой республики, художник разработал ряд эскизов которые представил комиссии.

   Однако, его предложения приняты не были, но эскизы не пропали, они пригодились в 20 – е годы, когда стали организовываться территориальные Тресты. Доработав эскизы в соответствии с тематикой спичечного производства, они были приняты для спичечных этикеток и вошли в производство. В это время художник работал на бывшей фарфоровой фабрике Кузнецова на Волхове («Новгубфарфор»).

   С 1922 все синдицированные спичечные фабрики, входящие в Северо – Западный территориальный спичечный Трест (ф-ки «им. Ленина», «им Демьяна Бедного», «Красный Октябрь», «Пролетарское знамя») использовали этикетки разработанные художником. Эти же рисунки были использованы и для сичек предназначенных для экспортных поставок. Отличительным знаком таких этикеток является наличие на этикеточных рисунках подписи полного имени и фамилии или букв Ч. С. художника.

   Своё отношение  к"непонятному и неудобному" ХУДОЖНИКУ РУКОВОДСТВО СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО СПИЧЕЧНОГО ТРЕСТА ВЫРАЗИЛО В 1925 году, КОГДА С. ЧЕХОНИН ЕЩЕ НЕ МИГРИРОВАЛ ВО Францию, ОНО ПОРУЧАЕТ "МОДЕРНИЗИРОВАТЬ" РИСУНКИ СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТОК РАЗРАБОТАННЫХ ХУДОЖНИКОМ. ТАК, СЮЖЕТНЫЙ РИСУНОК ЭТИКЕТКИ "САМОЛЕТ" БЫЛ НЕСКОЛЬКО ИЗМЕНЕН в части обрамляющей рамки, малозначительных рисуночных деталей самолета, насыщенности рисунка вензелями и замена рисунка солнца на втором плане на рисунок шестиугольника. После этого на коробках вновь появилась этикетка, но уже с авторством другого художника - А. Зеленского. 
 
   Так, фамилия русского графика С. Чехонина,  была вычеркнута из дальнейшей филуменистической истории, но среди коллекционеров со стажем, до настоящего времени бытует выражение "чехонинские этикетки.


     Именно ему принадлежит идея появления первых этикеток с изображением самолета и уже более 80 лет этот самолет знают во многих уголках мира.
 
    С 1908 года участвовал в свыше 50 российских и зарубежных выставках: в Лейпциге (1914), Берлине и Флоренции (1922), Нью-Йорке (1924). На выставке в Париже работы Чехонина удостоились двух золотых медалей (1925).

    В 1928 году Чехонин уехал из России. Жил во Франции и Германии, был все так же неутомим, много работал в театре, почти не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, зато отлично освоил декоративную роспись тканей, даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани.  
  
  Дальнейшая зарубежная  судьба С. Чехонина была не столь безоблачной, ему приходилось постоянно самоутверждаться и бороться за своё существование. Он был готов противостоять жестокой конкуренции с западными художниками, а его "пролетарское происхождение" пугало работодателей и стало тормозом для заключения выгодных контрактов. В дальнейшем ему так и не удалось больше побывать в России. Его мучительное и рутинное зарубежье, после непродолжительной болезни навсегда закончилось 28 февраля 1936 г. в г. Лёррах в Швейцарии. 

Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика