Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

   В годы Великой Отечественной войны фабрики были полностью разрушены, а восстановлены 10 марта 1949 г. Именно в это время начинается расцвет художественного оформления спичечной этикетки. Главной причиной этого была борьба за покупателя, за сбыт готовой продукции, за выход за рубеж и завоевание рыночного пространства. Визитная карточка фабрики - ее спичечная этикетка, а площадь этикетки - поле для фантазии и иллюстрации достоинств технических достижений, наград и прочих заслуг владельца фабрики. Художники спичечных фабрик Закса и Лапшина одними из первых поняли ту огромную роль, которая отводится этикетке как информационному рупору технического прогресса и двигателю торговли.

   Вскоре на этикетках этих фабрик появились слова "безопасные", "первая паровая" и др. Такие этикетки и сейчас особенно ценятся коллекционерами; наличие заксовских и лапшинских (термин филуменистов) этикеток в коллекции является престижным, а сама коллекция превращается в интересную и ценную. Фабрика Г. Бголятина и Ф. Гиндреуса в Ревеле (1863 г.), а затем фабрика Валькенда в Риге (1873 г.) указывали на этикетках, что они выпускают "безопасные зажигательные спички первого сорта", в Даугавпилсе фирма Ш. Закса (1880 г.) одна из первых назвала себя на этикетке "первой паровой спичечной фабрикой", в Ярославле И.Дунаев поведал через этикетку, что его "фабрика величайшая в России и выпускающая не тлеющие шведские спички", в Борисове фабрика А. Солощонова и С. Гиршмана ввела на этикетке поверх всех рисунков надпись "этикет утверж. правительств.", в Волхове фабрика Г. Зубова смело поместила на этикетку изображение медали, которой был награжден владелец за усердие в работе. Несколько позже на всех этикетках фабрик, которые за участие в выставках получали награды, печатались лицевая и оборотная сторона этих наград. Фирменным знаком на лапшинских этикетках являются корабельный якорь и бухта якорного каната. На первый взгляд непонятно, откуда такая атрибутика в деревенской глухомани Новгородской губернии, но, зная, что Лапшин для познания секрета производства спичек нашел пути побывать даже в Швеции, предполагаем, что его морские приключения и нашли отражение в атрибутике фирменного знака на этикетке.

   На исходе прошлого столетия ряд спичечных фабрик стали вводить новшества в типоразмеры спичечных коробков, так как этот параметр законодательными актами был отдан на усмотрение фабриканта. Так появились "салонные спички", "спички кабинетные", которые отличались большей вместимостью и соответственно большими размерами, что, в свою очередь, дало увеличение площади для размещения информации на этикетке. Так на них стали появляться прекрасно выполненные силуэты городов, обрамления, фирменные знаки и рамки. В царской России этикетки разрабатывались чаще всего на фабриках изготовителях, а печатались в губернских типографиях.

   С ростом фабричного производства фабрики обзаводились собственными типографиями и специалистами-литографами. В Москве изготовлением спичечных этикеток занимались И. И. Любимов и Ю. Кирстень, в С. Петербурге А. А. Безе и Буссель, в Киеве Новицкий, в Минске Н. Т. Корчак. Известны этикеты на которых изображены работы художников-графиков: П. Литвтнова, В. А. Федорова, М. Чемоданова, И. Поспелова, М. Самойлова и других. В начале прошлого века в разработке рисунков этикеток принимал участие известный русский художник С. В. Чехонин. В Срветское время была налажена строгая система контроля за разработкой сюжетов рисунков и клише, с которых печатались этикетки. В пятидесятые годы выделялись художники – этикеточники М. И. Французов, Ю.Н. Владимиров, А. В. Завьялов, Ю. Е. Терлецкий и другие. В шестидесятые: художники ЛЕСЕГРИ – коллективное имя трёх советских художников почтовых марок, открыток и спичечных этикеток Бориса Лебедева, Леонарда Сергеева и Марка Гринберга, работавших в творческом союзе с 1957 года, Росторгреклама в Москве. А. И. Соломатин в Калужском отделении художественного фонда и многие другие. В эту же когорту стали входить и фотохудожники. Такие как Ю. Кудряшов, Н. Федосеев.

   Одновременно с художниками стали выделяться текстовики – этикеточники, которые занимались литературными текстовыми разработками. Это Коробочкин С. А., Волков Н. В., Меженов В. Н.

                 Представляем список из 55 художников - разработчиков этюдов
                             для рядовых и сувенирных спичечных этикеток.

Александров В. П. – советский художник. Принимал участие в разработке сюжетных рисунков для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Его работы вошли в наборы «Лес наше богатство» (1983 год), «Брестская крепость-герой» (1984 год) и другие.

Андриади А. П. - советский художник. Его работы вошли в спичечный набор 1968 года «7-я Энергетическая конференция».

Бабин А. И. – советский график, принимал участие в разработке сюжетных рисунков для рядовых спичечных этикеток. Это наборы «Попугаи», «Памятники России», 1991 год.

Бартенко О. А. - советский художник, принимал участие в разработке сюжетных рисунков для рядовых спичечных этикеток и сувенирных серий. Например, работы вошли в спичечный набор 1967 года «Охотничьи спички».

Бирюков В. И. - советский художник. Его работы вошли в спичечный набор «1110 лет Житомиру».

Васин В. И. – советский художник- график. Окончил Московское высшее художественно промышленное училище (1976), член Союза журналистов (1986). Основным направлением творческой деятельности является книжная графика. Принимал участие в разработке рисуночных сюжетов для рядовых спичечных этикеток и сувенирных наборов. Его работы вошли в спичечные наборы «По Ленинским местам» (1980), «Уренгой-Ужгород» (1983), «Новгороду 1125 лет» (1984), «ХII фестиваль молодежи и студентов» (1985), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1986) и другие.

Владимиров Ю. Н. Родился в 1927 году, график. Учился в Московском высшем художественно промышленном училище им. Калинина (1946-1949) у В. Н. Бакшеева и Московском полиграфическом институте Основным направление (1949-1957), дипломная работа – иллюстрации к книге «Анекдоты Насреддина». Оформляет и иллюстрирует книги для Гослитиздата, издательства «Искусство». Принимал участие в разработке рисуночных сюжетов для рядовых спичечных этикеток и сувенирных наборов. Его работы вошли в серии «Гербы Союзных республик», «VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве» и другие.

Завьялов Василий Васильевич– (1906-1972) советский живописец, заслуженный художник РСФСР (1968). Ученикb З. Е. Пичугина, С. В. Герасимова, М. В. Маторина. Создал более 700 рисунков почтовых марок. Исполнял также рисунки для художественных маркированных конвертов и экслибрисы. Среди его станковых произведений выделяются: « В. И. Ленин среди крестьян» (1932), «портреты «М. В. Ломоносова» (1948), «И. А. Мечникова» (1961). В 1968 году принимал участие в создании больших спичечных коробок. назад

Завьялов Александр Васильевич. Род. 03.09.1926.- живописец. В 1968 г. Принимал участие в разработке больших упаковочных спичечных коробок.

Кауров Александр Александрович. (1916-1984). Советский график. Работал в промышленной графике по разработке эскизов художественных конвертов, дипломов, а также сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Его работы вошли в спичечный набор 1968 года «100 лет со дня рождения А. М. Горького» и др.

Колганов Владимир Дмитриевич. Род. 16.06 1923. Советский график. Учился в московском институте прикладного и декоративного искусства (1950-1952), московском высшем художественно- промышленном училище (1952-1956). Работал по оформлению книг, выполнял эскизы почтовых марок, а также сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные серии « Развитие Советской техники», «Памятники героям революции», Памятники героям ВОВ» и др.

Колчанов В. Д. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные наборы 1967 года « Развитие Советской техники», «Достижения Советской техники» и др.

Комлев Г. А. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1989 года «Обоянь» и др.

Кравцов И. Б. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные набор 1958 года « Кинематограф СССР», 1966 серия рядовых этикеток «День коллекционера».

Кривчиков Василий Кузьмич. (1923-1998). Советский художник. Участник ВОВ. С 1953 года на балабановской эксперементальной фабрике работал ведущим художником-оформителем. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные наборы 1962 г. «150 лет Бородино», 1976 «С Новым годом», 1977 «Дикие животные», 1978 «С Новым годом», 1979 «Аквариумные рыбки». «Цветы», «С Новым годом», 1980 «С новым годом», Куликовская битва», 1981 «8 Марта», 1983 «Калуга», а также «К. Э. Циалковский, «Русский балет», «Красный Октябрь» «Вехи пятилетки», «Спартакиада СССР», и д.р. В начале 80-х ему было присвоено звание»Заслуженный художник России».

Кузьмин Н. Н. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1968 г. «Реклама Госстраха» и др.

Лебедев Борис Петрович. Род.15. 10. 1921. Живописец, член союза Художников СССР. С 1960 входил в состав ЛЕСЕГРИ. Работы вошли в спичечные наборы 1957 г. «40 лет Октября», «С Новым годом», 1958 « 40 лет Советской армии», 1978 «Москва-80».

Левиновский Юрий Константинович. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный наборы 1976 «Техника пятилетки», 1977 «Фестиваль самодеятельности», «60 лет Октябрю», «1917-1977», 1978 «Золотое кольцо России», 1980 «Москва- столица олимпиады 80», «Театр Кукол», 1982 «СССР 60 лет», 1983 «Московский кинофестиваль», 1985 «Навстречу ХХVIIсъезду КПСС», 1987 «1917-1987», «С Новым годом», 1989 «Дар Прометея», «Народные игры», 1990 «Русская свадьба» (выпуск был направлен в Польшу), «Карнавальная ночь» (для спичечной фабрики «Байкал»), 1991 «Народные приметы», 1992 «Из истории России» и д. р.

Левицкий А. Р. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный наборы 1984 «С Новым годом», 1985 «200 лет со дня рождения монферана, «г. Челябинск 250 лет», 1986 «С Новым годом», 1987 «Русское оружие» «50 лет Алтайскому краю» и д. р.

Ляпин А. Г. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в серию рядовых этикеток 1968 года «Города Сибири». 

Маркин М. А. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1958 года «Дымковская игрушка» (выпускалась в экспортном варианте для выставке в Брюсселе.

Монина В. Г. Советская художница, принимала участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. 1991 г. «Памятники России» и д. р.

Мягков А. И. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные наборы 1979 «Лесдревмаш – 70», 1981 « ВДНХ». 

Назаров В. М. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечные наборы 1978 « По Белоруссии», 1984 «40 лет освобождения Белоруссии» и д. р.

Нестеренко Н. П. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1978 г. «Народное творчество Закавказья».

Окунь Л. А. Советский художник, принимал работу в создании сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1960 «Цирк» и д. р.

Орловский Сергей Михайлович. Род. в 1952 году. Советский художник-график. Основными видами творческой деятельности являются: книжная графика, плакат, оформление спичечных этикеток и атрибутики спичечной промышленности. Работы вошли в спичечный наборы 1983 «Костюмы народов СССР», «100 лет ПДО Сода», 1984 «400 лет Архангельску», 1985 «Подвиг Белорусского народа», «Бресту 1000 лет», «Домашние животные», 1986 «Земля Ярославская», 1987 « Героический Ленинград», 1988 «Старейшая в Сибири» и д. р. 

Пашков П. В. – известный советский художник. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1968 года «Охраняйте животных и птиц» и д. р.

Пегов С. Д. - советский художник. Представлял организацию «Роскоопторгреклама». Работы вошли в спичечный набор 1968 года «Заготовка плодов и ягод» и д. р.

Пименов Валерий Васильевич – (15.02.1920) – советский художник, Член Союза художников СССР (1949), Заслуженный художник РСФСР (1972), Народный художник России (1994). Более тридцати музеев, галерей и постоянных выставок имеют картины художника. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1957 года «Танцы народов СССР», (1958) «Физкультура и спорт», (1959) «КИО».

Пчелкин А. А. - советский художник. Принимал участие в разработке сюжетов для набора «Флагман Заполярья» в 1981 году.

Рабичев Л. Н. - Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный наборы 1968 года «Русское прикладное искусство», 1977 год «60 лет железнодорожному транспорту», 1978 год «Инпродторгмаш» и д. р.

Расщектаева Н. А. – советская художница. Работы вошли в спичечный набор 1986 года «Охотничьи спички».

Росщектаев В. Н. - советский художник. Работы вошли в спичечный набор 1966 года «Интердортехника». 

Руслова Н. Н. - советская художница, принимала участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1985 г. «Госстрах» и д. р.

Рыклин В. М.
- советский художник. Работы вошли в спичечный набор 1968 г. «Рыболовство юмористическое» и д. р.

Санкова З. В. - советская художница. Работы вошли в спичечный набор 1982 года «Красная книга», «Речные и озерные рыбы».

Сахаров А. Г. - советский художник. Работы вошли в спичечный набор 1967 года «Речной флот СССР».

Семенова Н. А. - советская художница. Работы вошли в спичечный набор 1968 года «Народное искусство РСФСР».

Сенько Н. Н. - советский художник. Работы вошли в спичечный наборы 1980 «Юрий Гагарин», 1984 «Охрана труда», 1985 «Пензенская земля», 1986 «Города-герои», 1987 «Озеро Байкал» и д. р.

Сергеев Л. В. - советский художник. С 1960 входил в составтворческого содружества ЛЕСЕГРИ. Работы вошли в спичечные наборы 1957 «VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве» (в содружестве с художниками Владимировым Ю. В. и Николаевым А. П.), «Гербы Союзных республик» (в содружестве с художниками Владимировым Ю. В. и Терлецким Ф. Е.).

Смирнов А. В. - советский художник. Работы вошли в спичечный наборы 1982 «Красная книга», 1983 «Конаковский фаянс», «Речные и озерные рыбы», 1987 « Череповец- город труженик», 1991 «Политехнический музей».

Степанов И. С.- советский художник. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1967 года «Рыболовство».

Терлецкий Ф. Е. – график, иллюстратор ряда книг. Принимал участие в разработке сюжетных рисунков для рядовых спичечных этикеток. Работы вошли в спичечные наборы 1957 года «Оркестр», «Гербы Союзных республик», «40 лет Октября 1917-1957» и д.р.

Тимофеева З. И. советская художница. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых спичечных этикеток и этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный набор 1966 «Произведения Шолохова».

Устюхин Д. А. - советский художник. спичечных этикеток. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный наборы 1985 «Освоение космического пространства», «25 лет полету Гагарина».

Федоров В. М. - советский художник. спичечных этикеток. Принимал участие в разработке сюжетов для рядовых этикеток сувенирных наборов. Работы вошли в спичечный наборы 1968 года «Росторгреклама», «Достижения советской науки в освоении космоса».

Фомина А. И. - советская художница. Работы вошли в спичечный набор 1967 года «Виды Свердловска» д. р. Французов М. И. – главная работа вошла в спичечный набор 1956 года «Спартакиада народов СССР».

Французов М. И. - советский художник, Главная работа вошла в спичечный набор 1956 "Спартакиада народов СССР".

Чернов А. В. - советский художник. Работы вошли в спичечный набор «Туризм» и д. р.

Черных Р. М. – советский художник. Разрабатывал сюжеты для рядовых и сувенирных спичечных этикеток. Работы вошли в спичечные наборы 1958 г. « 50 лет Белоруссии», 1960 г. «150 летие Бородинского сражения и д. р.

Чернышова О. Б. советская художница, принимала участие в разработке спичечных сувернирных наборах. Работы вошли в спичечные наборы в 1985 г. «Спартакиада-чемпионы», «г. Кубышеву 400 лет», «Малахитовая шкатулка»; В 1986 г. «С Новым годом». В 1987 г. «8 Марта». В 1988 «Басни И. А. Крылова» (для спичечной фабрики «Байкал»). В 1990 г. «Русские былины».

Чехонин Сергей Васильевич (1878-1936) русский график и живописец. Подробный материал о его творчестве читайте в разделе «О филумении».

Штеле Ю. Г. - советский художник. Разрабатывал сюжеты для рядовых и сувенирных спичечных этикеток. Работы вошли в спичечные наборы 1982 г. «Деревянное зодчество», «8 Марта» и д. р.

Шторх А. С. - советский художник. Разрабатывал сюжеты для рядовых и сувенирных спичечных этикеток. Работы вошли в спичечные наборы 1968 г. «Советскому цирку – 50 лет» и д. р.

Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Войти на сайт

Новости


Журнал "СФИНКС"
в печатном цветном издании
или на CD
Открыта подписка на 2019 
************************
 Встречи 
   филуменистов
состоятся
  в  Санкт-Петербурге
Римского- Корсакова д. 53
     С 1 сентября по 31 мая
 в 1 и 3 воскресенье
каждого месяца
с 10 до 11 
**************************
Летом встречи в третье
воскресенье каждого месяца
с 10 до 11 часов.
***************************

Контакты

26 мая 2019
в клубе коллекционеров
Санкт - Петербурга
состоится закрытие сезона
встреч филуменистов
*************************
Санкт - Петербург
Почтовый адрес:
А/Я № 92 Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 Редактор
Алексей Травников
Подробно в новостях сайта.
*************************

   По всем вопросам
   обращайтесь
 по адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
*********************
Поддержка сайта

host-race.net