Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

         Филумения и филотаймия (или календаристика) похожи не только названиями.

       Это произведения так называемой промышленной графики, имеющие чисто утилитарное назначение: украшать спичечные коробки либо информировать о дате и дне недели. И те, и другие выпускаются миллионными тиражами (правда, этикетки постоянно, а календари – этакими разовыми предновогодними «залпами»), но «в живых» остаются единицы – в основном в коллекциях соответствующих чудаков.

       В самом деле, кому нужна пустая спичечная коробка или прошлогодний (а то и прошлого столетия) календарь? Они близки по размеру и материалу (сейчас спичечные этикетки все больше заменяются каркорами (картонными коробками), размеры которых почти равны стандартным «календарным»). Производители и тех, и других, поняв, что этой одноразовой ерундой заинтересовались коллекционеры, начали выпускать специальные коллекционные, сувенирные серии, рассчитанные специально на них. И проблемы филуменистов и филотаймистов общие: где найти, как хранить, как каталогизировать. Последнее актуально еще и потому, что темы на мини-плакатах в большинстве своем одинаковые: города, природа, искусство, транспорт, техника безопасности во всех ее проявлениях – от соблюдения П Д Д до безопасного обращения с огнем, коммеморативные (юбилейные) выпуски, реклама. Ну и, разумеется, политическая пропаганда (куда ж без нее!). Разумеется, блюстители чистоты сайта могут возразить: мол, у вас своя свадьба, у нас своя! И будут правы… Но не совсем. Потому что есть, есть пересечения. Так, на календарях (особенно тех, что выпускались по заказу Управления пожарной охраны) весьма популярно изображение спичек и спичечных коробков. Намного меньше, но все же встречаются рекламные календари спичечных фабрик (вроде того «беличьего», что приведен на фото).

      Есть и примеры обратного характера: календари на… спичках (мы не берем такие весьма широкие, но в принципе тоже «календарные» темы, как «Времена года» или «Знаки Зодиака»). И эти «спичечные» календари довольно разнообразны по оформлению и конструкции. Вот перед вами сувенирный спичечный набор 1987 года «С Новым годом!» (художник Ю.К. Левиновский) Балабановской экспериментальной фабрики, являющийся одним из старейших спичечных предприятий России (он же, но с измененными выходными данными, был выпущен на спичечных фабриках «Искра» в Благовещенске и «Красная звезда» в Кирове). В красивую коробку уложены 18 спичечных коробков. На 12 – месячные календарные таблицы на 1988 год, а шесть «лишних» заполнены подходящими к случаю рисунками. Похожий набор не так давно выпустил и нынешний сосед Балабановской фабрики – фирма по производству сувенирных спичек «Старт». В одной общей коробке – 12 самых разных спичечных упаковок (от «люксов» всех размеров до спичек-книжечек), на каждой из которых – календарь на месяц. Это явно рекламный выпуск.

     Далее – настольные коробки-календари (такая конструкция называется «домик», и бывают такие домики и одно-, и двухэтажными). Одна плоскость высокой двускатной «крыши» занята весьма оригинально исполненной рекламой фирмы, другая – календарем на год. Почти аналогичная конструкция, выполненная по заказу одной из фирм, тоже представляет собой спичечницу-календарь, на этот раз перекидной. На каждой цветной страничке – календарь на месяц, на обороте – реклама фирмы. Не отстают и зарубежные коллеги. В качестве примера показываем польскую спичечную серию «Календарь 2002» из 12 этикеток, на каждой из которых, понятно, дана табличка соответствующего месяца, и аналогичную немецкую, на 1964 год. Непонятно только, то ли в начале года надо было набирать сразу 12 упаковок (по одной на месяц), то ли фабрика выпускала их «кусочками» (на это тоже не похоже: все этикетки в одном листе). Как бы то ни было, но прецеденты имеются. Поначалу мне показалось, что подобных пересечений филотаймии с другими видами коллекционирования немало, однако по зрелом размышлении я понял, что филумения один из очень немногих видов коллекционирования, некоторые объекты которой могут быть небезынтересными для филотаймистов.
   
      Пожалуй, с некоторой натяжкой сюда можно отнести перидромофилистов (коллекционеров железнодорожных билетов) – в последнее время на рекламных «обложках» билетов тоже стали печатать календари (один из образчиков прилагаю), «мешочников» (коллекционеров иллюстрированных полиэтиленовых пакетов – к сожалению, образцов не имею), прессофилов (коллекционеров газет и журналов: каждое уважающее себя издание считает хорошим тоном опубликовать свой рекламный календарь в последнем номере уходящего или в первом – наступающего года). Думаю, что это не последняя статья филуменистов на «календарном» сайте: у нас много общих проблем, и решать их лучше сообща.

Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Новости

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Встречи филуменистов
                                                                                            в Санкт - Петербурге
                                                                                             в 1 и 3 воскресенье.
                                                                                              Начало в 12 часов.
                                                                                                        ***********************

                                                                                                ПРИГЛАШАЕМ
                                                                                           в  Международный
                                                                                           Союз Филуменистов
                                                                                                   Пишите:
                                                                         filumaat@yandex.ru

   *******************
29 февраля вышел
 журнал "Сфинкс " 
№ 1 (64) 2024 г.  
********************
              

Контакты

**************************
Информационный отдел

до востребования, Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 Редактор
Алексей Травников
*************************

Поддержка сайта

tech.grandbag.ru

Яндекс.Метрика