Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Оформление коллекции
                                                  Делимся опытом 

                                              Содержание раздела. 
1. Подготовка и оформление тематической коллекции для экспозиции.
2. "Полезные советы по размещению коллекционного материала". Виктор Рыбаков. Москва. 
3. «Оформление коллекции, размещение экспозиции». Борис Великанов, Санкт - Петербург.
4. Мой щадящий метод. Александр Ченцов, г. Старый Оскол. 
5. Как я оформляю свою коллекцию. Александр Пышкин, Санкт – Петербург. 
6. Моё размещение этикеток в коллекции. Д. ШЕРМАН, Санкт – Петербург. 
7. «О новых способах оформления и хранения спичечных этикеток». В. Тиссен. Германия.
8. Оформление коллекции. Иван Литвинов, Москва.
9. Один из способов оформления этикеток "фотографическим" способом.
   Николай Гусев, Москва. 
10. Хронологическая коллекция. Олег Семенович Левертовский, Москва.
11. Об одном из способов «крепления» этикеток на демонстрационном листе.
     Рыбалко Тимур Владимирович, г. Киев, Украина.
12. Моя филуменистическая коллекция. Януш Насиловский, Лодзь, Польша
13. Оформление коллекции, общие рекомендации, читайте в 2-х частях.
14. Об оформлении листов, хранении коллекции. Галины Панахид, г. Львов, Украина.
15. Как хранить спичечные этикетки. Р. Э. Узбеков, г. Москва.

1. Подготовка и оформление тематической коллекции для экспозиции.

   Любой показ коллекции в публичном месте начинается с представления автора экспозиции. Иначе говоря, необходим титульный лист. Как правило, он не имеет точных размеров по нескольким причинам, но неизменно одно – от должен нести информацию о авторе, название темы, принадлежность автора (если это официальный показ) к той или иной организации. На листах располагается сам коллекционный материал соответствующий названой теме. Как, сколько этикетки или каркоров располагать на листе? Мне кажется, что для начинающих, в качестве примера, лучше увидеть несколько оформленных листов в различных вариантах. Решив как располагать коллекцию на листах, а это зависит и от количества материала, его размеров; необходимо точно знать, сколько листов будет располагаться на демонстрационном если показ плоскостной. Большинство коллекционеров считают, что информации на самой этикетке хватит для просмотра и знакомства с этикеткой, но, как показывает опыт, лучше воспринимается показ с более полным комментарием о материале, о том, что, какую информацию несет та или иная этикетка или серия в целом. Даже если вы на одном листе расположите одну этикетку и «снабдите» её достаточной информацией – это вполне достаточно для показа. Еще один вопрос у филуменистов связан с показом зарубежных этикеток, серий. Как более полно её представить или просто наклеит или … Если серия большая и она явно несёт информацию о указанной теме экспозиции, то достаточно сообщить какая страна, когда выпустила эту серию. Можно указать и фирму или фабрику. Также, можно на листе, но рядом с этикеткой, расположить перевод текста показываемой этикетки. Если тема интересна, то не повредит, а только усилит показ расположение сопутствующей дополнительной информации. Можно использовать энциклопедический словарь, справочники, Интернет сайты. Поверьте, это будет интересно для просмотра. (Иллюстрации к материалам в конце страницы).
   В качестве примера показываем фрагмент коллекции А. И. Петрова, г. Санкт - Петербург.



2. "Полезные советы по размещению коллекционного материала".
 
  Виктор Рыбаков. Москва. 

“Phillumeny is a hobby of Kings & King of hobbies” Надпись на одной из этикеток Индии. Эта статья носит консультационный характер и может быть полезна как начинающим коллекционерам, так и продвинутым специалистам в области практической филумении. Перед каждым коллекционером регулярно встает вопрос размещения собранного и систематизированного материала, и решение его требует согласования множества факторов. Во-первых, коллекция должна быть удобна для просмотра и демонстрации её всем интересующимся. Необходимо предусмотреть возможность перемещения экземпляров с одной позиции на другую, возможность внесения дополнений и изменений в структуру собрания. Во-вторых, способ хранения должен учитывать различные вредные факторы воздействия внешней среды. Такие, как солнечный свет, влажность помещения, риск повреждения маленькими детьми или домашними животными. В-третьих, учитывая ограниченные площади наших квартир, коллекция должна быть компактной и транспортабельной, для возможности участия в выставках и экспозициях. Каждый коллекционер определяет для себя сам доминирующий фактор, генеральную стратегию размещения. Лично я выбрал главным приоритетом доступность и наглядность коллекции, а это значит, что основной материал я размещаю в альбомы для марок с прозрачными кармашками (кляссеры). Альбомы покупались в разное время и в разных местах, что определило их разноформатность и разнообразие оформления, дизайна, количества листов и качества переплета. Есть “классические” советские альбомы ПО “Полиграфист” с эмблемой “Союзпечать- филателия” объёмом 11, 12, 18 и 24 листа, есть более современные альбомы СПП “Офсет” с проставками из пергамента между листами, несколько альбомов из стран соцлагеря, в основном ПНР (Lodz Spoldzielnia Wydawnicza) и ГДР. Самые дорогие, но и самые качественные современные немецкие альбомы под торговой маркой Princess. Главное достоинство размещения в альбомах – это возможность просмотра серий в полном объёме и их тематическое оформление, когда каждый отдельный альбом посвящен одной теме, например, “космонавтика”, “техника”, “флора и фауна”, “спорт”, или отдельной стране. Я так же несколько альбомов выделил под годовые подборки, как это делают филателисты. Альбомы необходимо хранить в строго вертикальном положении, так при складировании в стопку нижние кляссеры подвергаются давлению других альбомов и листы, особенно калька между ними, спрессовываются и деформируются, а глянцевые и лаковые этикетки слипаются с картонной основой листов. На торцы альбомов можно нанести маркировку или нумерацию, а по ним легко и быстро находить нужный материал на книжной полке или шкафу.К слову сказать, нумерация, систематизация, составление картотеки и каталогов – это одна из составляющих работы настоящего коллекционера. Строгий учет имеющегося в наличии материала, их грамотное и научно- обоснованное обозначение, кодификация и регламентация, делает любимое хобби сопоставимым по значимости с работой архивных специалистов и музейных работников. Для размещения этикеток формата 10,5 см Х 7 см очень хорошо подходят альбомы для фотографий, коих продается множество вариантов на любой вкус и кошелек. Бесспорное преимущество таких альбомов – возможность просмотра всей этикетки целиком, а также доступность альбомов и их разнообразие по оформлению и качеству. В последнее время промышленность, разрабатывающая канцелярские принадлежности и офисные расходные материалы, подарила возможность разнообразить варианты оформления коллекций и технологии представления этикеток в собрании. Так получили признание файловые органайзеры формата А4 с прозрачными листами-папками. В них вкладываются листы с прикрепленными этикетками и информацией. У меня в таких папках-органайзерах размещены гроссы сувенирных наборов СССР 50-60 годов и гроссы экспорта СССР того же периода. Есть и несколько тематических папок – скоросшивателей, например, “Фестиваль -57”, “ Города” и другие. Органайзеры позволяют быстро менять расположение листов в папке, есть выбор по объёму папок-вкладышей, по цвету, дизайну, цене. Все это предопределило их вхождение в арсенал коллекционеров и специалистов по филумении. Здесь хотелось бы затронуть вечную тему “клеить – не клеить”. Моё мнение такое – клеить этикетки на листы можно, а иногда это необходимо, но НЕ клеем! Клей любой дает желтую точку в середине этикетки, что со временем становится сильно заметно. Здесь я предлагаю следующее решение: покупаем двусторонний узкий канцелярский скотч шириной не более 10мм и ножницы. Для фиксации этикетки на листе нужна полоска скотча размером 10 мм Х 2 мм. Этот способ приемлем при условии, что этикетки в дальнейшем не будут перемещаться в другое место, например, при оформлении стенда в багетной рамке или фоторамке, выполненные в виде законченного произведения искусства. Размер таких рамок ограничен только вашими квадратными метрами стен и вашей фантазией, так как в оформлении можно применить разнообразные материалы (цветной картон, фольгу, бархатную бумагу и т.п.). Несколько слов хочется сказать и об аксессуарах коллекционера – увеличительном стекле (линзе) и пинцете. Это необходимые предметы каждому серьёзному исследователю- филуменисту, особенно при работе с редким и раритетным материалом. Пинцет должен быть только с плоскими рабочими поверхностями, так называемый “утиный носик”, медицинские совершенно не подходят. Правильные пинцеты-держатели продаются в любом филателистическом отделе книжных магазинов, там же есть и линзы. Оптимальный размер диаметром 60 -70 мм. Желаю коллегам и соратникам по увлечению получать радость от своего любимого дела. (Иллюстрации к этому материалу в конце страницы).

3. «Оформление коллекции, размещение экспозиции».
Борис Великанов, Санкт - Петербург 

Размещение и оформление коллекции является очень ответственным моментом, иначе коллекция не будет доставлять морального и этического удовлетворения ни как самому коллекционеру, ни тем, кому он будет её демонстрировать. Начинающим коллекционерам советую в начале ознакомиться с несколькими вариантами оформления у других, а затем избрать свой способ. Я собираю хронологическую коллекцию по фабрикам, отдельно выделив сувенирные, каминные, хозяйственные, экспортные этикетки и спецзаказы. Долго размышляя на вариантами оформления и размещения коллекционного материала, я остановился на следующем. Коллекцию размещаю на стандартных листах размером 210мм. на 300 мм. (формат А 4). Можно использовать обычную писчую бумагу для ксерокса, но в данном случае нет надёжной основы ибо бумага тонкая и мягкая. Я использую ватман, разделённый на формат А 4. Можно использовать как большие стандартные листы так и папки для черчения, которые продаются во всех канцелярских магазинах. В данном случае обеспечивается достаточно прочная основа. Рядовые этикетки, серии, наборы из 16, 18 или 24 этикеток; гроссы, кабинетки, вкладыши, боковые ленты очень удачно располагаются на тонких листах, дают эстетическое восприятие размещенного материала. Если количество этикеток 24 и более, то их можно оформить на 2 - 3 . 4 и т.д. листах. Теперь в отношении расклеивания материала. Некоторые коллекционеры клеят этикетки на капельку клея ПВА, в данном варианте они приклеиваются « на смерть», и снять их уже невозможно. Другие пользуются резиновым клеем. Я пользуюсь сухим декстриновым клеем, которым заливают бандероли в почтовых отделениях, и развожу его небольшими порциями, по мере необходимости, обычной водопроводной водой. Сами этикетки наклеиваю на «ножки», т. е. маленькие полоски кальки. Калька продаётся во всех канцелярских товарных магазинах. Раньше такие «ножки» продавались в пачках в заводском исполнении. Этикетки, наклеенные на стандартную коробку, я аккуратно отмачиваю, просушиваю после отклеивания и проглаживаю тёплым, но не горячим утюгом через лист бумаги. Каминные, газовые и т. д. этикетки, наклеенные на картонную основу, так же отмачиваю, снимая только художественный слой. Это позволяет уменьшить толщину папок! Для отмачивания более всего пригоден серый картон, ибо он хорошо намокает и легко снимается. Не советую отмачивать этикетки наклеенные на белый ил коричневый картон. Вы рискуете испортить этикетку. Они практически не снимаются, а только сморщиваются! Картонные коробки считаю цельным коллекционным материалом и всякое его разрезание считаю не допустимым не зависимо от того есть ли на боковых краях надписи или нет. Расклеенный материал я размещаю в папках на 60 вкладышей черного цвета. Считаю необходимым оговориться, что все папки должны быть одного цвета – пестрота цветов и оттенков портит вид коллекции. Пробовал размещать материал в папках на 100 вкладышей, в этом случае обложки папки не обеспечивают жесткости, листы постоянно смещаются относительно друг друга, что нежелательно. Пробовал размещать в папках с меньшим количеством вкладышей (20,30,40). В этом случае жесткость обложки хорошая, но возрастает количество папок, соответственно увеличиваются и финансовые затраты. Удобство размещения этикетках в вкладышах, а затем в папках, - очевидно, так как это предохраняет коллекцию от пыли и влаги. Нет риска запачкать этикетки при осмотре, при необходимость можно быстро и легко поменять листы местами или переставлять их из одной папки в другую. Заполненные папки я маркирую по корешку, обозначив название фабрики, года выпуска этикеток или какую либо другую информацию. Папки располагаются вертикально на книжных стеллажах, что позволяет этикеткам не слёживаться.

4. Мой щадящий метод.
Александр Ченцов, г. Старый Оскол

Попробую рассказать о своей коллекции.Этикетки я начал собирать с 1971 года. Я обходил все киоски города и покупал нужный мне материал. Преимущественно это были упаковки 100 шт. по 15 коп. изредка покупал сувенирные наборы по 20 коп. Кроме этого я обменивался с друзьями. С 1978 года коллекция не пополнялась до 2000 года и находилась в альбомах и в коробке. Активное пополнение началось с 2003 года. Делались закупки по 2-5 тыс. шт. и более. В это же время изменилось отношение к оформлению своей коллекции. Ранее этикетки наклеивались на альбомные листы, сейчас же я использую свой щадящий метод крепления, при котором этикетки, как и сам лист, не подвергаются никаким физическим воздействиям, легко снимаются и размещаются на листе. Способ крепления этикеток таков. Готовые марочные листы у меня размером 202х253 мм. «Самодельные» листы я изготавливаю из бумаги для офисной техники формата А4 «Снегурочка», подрезая их под формат 200х253 мм. На листе я вычерчиваю двойную рамку с толстой и тонкой линией. Внешняя рамка имеет отступ 20 мм со всех сторон, внутренняя 5 мм от внешней. Толстую рамку вычерчиваю фломастером, внутреннюю ручкой. Цвет рамок черный. Конечно же, проще отпечатать рамки на принтере, но принтер у меня сейчас не работает, а заказывать дорого. Этикетки удобно располагаются внутри тонкой рамки в 3-4 ряда по горизонтали и 3-5 рядов по вертикали. Различные способы расположения я продемонстрировал на вложенных файлах. Немаловажно позаботиться о том, чтобы расположение этикеток было симметричным, а изображение рисунка на этикетках было направлено к центру. Например, автомобили с левой стороны листа «смотрят» вправо и наоборот. Способ крепления этикеток хоть и кропотливый, но не подвергает их никакому физическому воздействию. К тому же смотрятся этикетки очень красиво и эффектно. Из материала для крепления необходимо иметь тонкий упаковочный целлофан (он продается в магазинах канцтоваров в рулонах 10м х 60см или на метраж), а также двусторонний скотч. Для рядового этикета целлофан разрезается на полоски двух видов для горизонтальных и вертикальных этикеток шириной в 34 и 48 мм (или 53 мм для 4/4). Затем полоски разрезаются на заготовки прямоугольной формы (34х80, 48х60, 53х60). Далее накладываем этикетку на заготовку лицевой стороной вниз и делаем сгибы с двух сторон по краю этикетки. Здесь нужна аккуратность, чтобы не загнуть саму этикетку или наоборот, чтобы не сделать большой зазор. Затем, отложив этикетку, тщательно загибаем места сгиба большим и указательным пальцами и вновь возвращаем этикетку обратно. В результате этикетка находится внутри целлофана полностью закрытая с лицевой стороны с местами сгиба сверху и снизу. С обратной стороны к целлофану приклеивается двусторонний скотч маленькими полосками (10-15х2-3мм) по одной сверху и снизу в 2 мм от края горизонтально. Затем отсоединяем защитный слой скотча с полосок и крепим готовую «конструкцию» к листу на заранее подготовленное место. В итоге сама этикетка не приклеивается, а находится внутри целлофанового «кармана», удерживаемая сгибами сверху и снизу. С левой и с правой стороны этикетку можно вынуть, заменить или установить другую, такого же формата. Чтобы избежать выпадения этикеток из своих ячеек, хранить листы лучше в папках, которые располагаются либо горизонтально стопкой, либо вертикально, наподобие книг. Часть листов у меня «марочные», с сеткой. Когда они у меня закончились, стал использовать листы А 4. Их я подрезаю под формат марочных, чтобы они удобно располагались в папке и на стенде. Кроме того, «подрезанный» формат очень удобен для этикеточных серий в 9-12 шт. (или 18 на двух листах). Стандартный же формат А 4 оставляет много пустых мест для серии в 9 шт. и выглядит уж очень «вытянутым. Если возникнут какие-либо вопросы или пожелания по поводу этого метода, пожалуйста, пишите.

5. Как я оформляю свою коллекцию. 
Александр Пышкин, Санкт – Петербург.

Сейчас среди филуменистов часто можно услышать вопрос: "А как оформить свою коллекцию?". Вопрос не риторический, можно сказать, художественный. На самом деле, как? Вместе со старыми маститыми коллекционерами ушли и их коллекции, которые были оформлены почти одинаково. А именно, в папки произвольного размера, которые создали сами или была возможность заказать в какой-нибудь переплётной мастерской, или стандартного размера А4, которые во множестве продавались в отделе канцелярских товаров. В эти папки вкладывались листы и на них наклеивались этикетки. В лучшем случае на слабой концентрации водо-крахмального клея (для лучшего сохранения самой этикетки, как отдельной единицы). Не допустимо применять синтетические, канцелярские, ПВА, фотоклей и им подобные, которые намертво приклеивают этикетку, соответственно, понижая качество коллекции. Новые времена, новый подход к оформлению, но мало чем отличающейся от других предыдущих. Те же листы в файлах, но только формата А4. Можно вынимать листы и менять местами. Да, это удобно и выглядит аккуратнее и эстетичнее. Кстати, так же оформляют наши коллеги бирофилы (коллекционеры пивных этикеток). Но, при этом надо помнить! Готовая папка, не совсем вместительная, ограничена по количеству листов. А значит, занимает больше пространства за счёт самих папок. При малой коллекции это незаметно. Само слово "коллекционирование", естественно, подразумевает накопление.
С годами материала становится всё больше и больше. А если учитывать этикетки, выпущенные в советское время, немалое количество этикеток, их различных видов и конфигураций, выпускаемых только в странах СНГ, без учёта заморских, можно представить, сколько понадобится этих самых папок. Можно уменьшить количество их за счёт отделения верхнего слоя с печатью у картонных коробков. Так вот проблема возникнет, как вы, уважаемые читатели поняли, в будущем. Замечательно, если семья поддерживает вас в вашем интересном увлечении и вместе с Вами участвует в облагораживании коллекции. У вас меньше забот и проблем. В противном случае может вызвать негативные эмоции своих домочадцев. Не трудно понять - почему? Придётся завоевывать новые и новые пространства для своего увлечения на малой территории наших квартир, доставшихся нам при "развитом" социализме. Отсюда следует вывод. Прежде чем решить, как оформлять коллекции, следует подумать над тем, о чём я написал, чтобы не пришлось всё переделывать. После выше написанного у вас может возникнуть вопрос: "Как сам автор этой статьи оформляет свою коллекцию?". Начну из далека. Коллекционировать я начал с 7 лет. Учитывая мою детскую непосредственность и незнание, я просто наклеивал сначала в альбомы для рисования, которые с большим скрипом купили родители. Усердно клеил на конторский клей или картошкой, сваренной в "мундире". Естественно все этикетки пришли в негодность. Повзрослев, стал приклеивать маленькой точкой клеем ПВА. Это был прогресс. После вступления в клуб филуменистов г. Ленинграда, послушав мудрые советы коллег, стал приклеивать на маленькую каплю жидкой концентрации декстринового клея, так поступаю до сих пор. Такой способ хорош тем, что этикетку можно легко отделить от бумаги. Если не получится, достаточно капли воды и клей размякнет, и этикетка свободно отделится. Так что я тоже стал мудрым. Это только часть оформления. Вторая часть состоит в том, на что я наклеиваю. Просто, на листы произвольного размера 300х230 мм. Почему именно такой размер. Мудрого ничего в этом нет. Если помните, выпускались сувенирные серии 28 этикеток. На формат А4 вся серия не помещалась. Вот и пришлось выбрать этот размер, для компактности. Сувенирные серии 16+1 на один лист не помещаются. Приходится располагать её на двух трёх листах, с учётом гросса и ленточки, в некоторых случаях оборотки гросса, вкладыша и т.д. Существуют простые серии от 3 до 12 этикеток и одиночки. Их я помещаю на листы размером 200х175 мм. Всё по той же причине - экономии свободного пространства квартиры. После моего знакомства с предприятием "Формат-принт" в г. Рыбинске в коллекцию стали поступать, вновь возродившейся традиции выпуска сувенирных серий 24+картон, 18+картон, 12+картон. С ними я поступил по-новому. Я стал наклеивать этикетки и картонные коробки на внутреннюю часть большой коробки. Получилось аккуратно и компактно. Третья часть заключается в том, куда поместить эти самые листы. Естественно, по старинке, в папки, которые изготовляю сам. В этом имеется большое преимущество. Я могу изготовить их любой толщины, до пределов разумного и эстетики. Это опять же удобно для помещения в них листов с картонными коробками, коих сейчас немерено выпускают фирмы, специализирующиеся на спичечной продукции. При всех положительных аспектах содержания моей коллекции, есть некоторые проблемы, которые касаются всякого филумениста. Это этикетки (гроссы, коробки) большого размера. К примеру "Карты", "Русская азбука" ф-ки "Гигант, "Звери" ф-ки "БЭФ" и много других серий. Увы, их не поместить ни на какой лист разумного размера. Поэтому все они лежат у меня в отдельном старом дипломате. В "НФ" № 3 была опубликована полезная статья Алексея Травникова "Как отклеить этикетку". Там сказано как отклеить верхний слой бумаги с печатью с картонного коробка. Всё это хорошо, но я, поступая таким способом, загубил много иностранных скилетсов (картонных коробков), О чём очень жалел. После этого сделал соответствующие выводы, которые мне косвенно подсказали серьёзные зарубежные коллеги. Коллекционировать (skillets, booklets (covers)) в том виде, как они есть, не подвергая каким-либо деформациям, расслоениям, обрезаниям и т.д. Я избрал этот вариант, оставить разворот коробка таким, как он есть. Естественно, мне могут возразить. Коллекция непременно увеличится в объёме. Да согласен, но теряет в качестве. Как я писал выше, сейчас выпускается большое количество коробков "люкс" на высококачественном зарубежном картоне с высококаченственной печатью. Всякого рада отслоения просто не приемлемы. При воздействии воды на бумагу происходит необратимый процесс порчи экземпляра. А именно, тускнеет печать, структура картона нарушается (деформируется), слой имеющегося лака может отслоиться. Как видите, можно выиграть в объёме, но проиграть в качестве. А как быть с booklets (covers), трудно произносимым словом "спички-книжечки" с двусторонней печатью? Тоже расслаивать? Коллеги филуменисты - это уже варварство!!! Все те труды производителя насмарку. Это не серьёзно! Согласные со мной сразу зададут вопрос: "Что же делать, как хранить коллекционный материал высокого качества?" Можно хранить в альбомах, но это слишком объёмно. Под силу только новому русскому, которому филумения нужна, как телеге пятое колесо. Филуменистам с большим стажем хорошо известны фотоуголки с лавсановой плёнкой, эстонского производства, свободно продававшиеся. Многие коллекционеры не преминули воспользоваться ими. К сожалению, после отделения Эстонии от России это удовольствие исчезло. Побывав в Эстонии в 1998 году я не обнаружил в продаже, даже там, этих уголков. Ничего не оставалось, как самому кустарным способом изготавливать их. И скажу вам честно, добился-таки достойного качества. Вот и получается, что все виды картонных коробков клею на уголки. В любой момент я могу вынуть их, поменять местами. Вид у них чистый нетронутый, одним словом - девственный. Разве это плохо? В заключении хочу сказать уважаемые коллекционеры филуменисты. Не стоит считать, что только у Вас, - единственного, самый правильный подход к оформлению. Уважайте своих коллег коллекционеров. Всякая коллекция хороша, если она оформлена с любовью и знанием дела, с учётом финансовых возможностей, и кубатуры квартиры.

6. Моё размещение этикеток в коллекции.
Донат ШЕРМАН, Санкт - Петербург.

Коллекция спичечных этикеток у меня тематическая: искусство, фауна, флора, спорт, космос и техника, архитектура и реклама.Рядовые этикетки – и серийные, и одиночки – размещаются на листах (размер листа 210 х 295 мм, формат А4) и укладываются в стандартные папки по темам. Для каждой фабрики заведена отдельная папка.Сувенирные наборы первых выпусков также хранятся по темам в папках размером 450 х 300 мм (для всех фабрик). Использование листов такого большого формата позволяет разместить всю серию на одном листе. Весь сувенирный набор – гросс, кабинетка, 16 (24) этикеток и боковая лента смотрится очень эстетично и позволяет хорошо рассмотреть весь набор.В отличие от большинства филуменистов нашего клуба, целые каркоры в коллекцию я не помещаю. На мой взгляд, вполне достаточно показать лицевую и оборотную стороны каркора. Я аккуратно отделяю печатный слой от картонной основы, боковые стороны, если на них нет надписей, отрезаю. На листы попарно наклеиваются только этикетки и оборотки.

7. «О новых способах оформления и хранения спичечных этикеток».
Иван Литвинов, Брянск.

Мы почти во всех номерах знакомимся с различными способами оформления коллекции, как для хранения, так и для его показа, просмотра. Сегодня мы продолжаем эту тему. Свой вариант нам прислал из Германии Виктор Тиссен. На первом листе видно как он расположил серию буклетов со спичками. Внизу справа буклет перевернут, и показывает его вторую часть. Сам лист вкладывается в файл и затем в папку. В листе прорезаны щели, в которые вставляется непосредственно сам буклет. Положительная сторона такого оформления – его мобильность, целостность материала, удобство для просмотра т. к. лист вложен в файл и смотрится с двух сторон. Второй вариант еще один из способов расположения спичечных этикеток. Он немного похож на первый вариант тем, что для каждой этикетки, как и для буклета , есть своё место. То есть, для них вырезается свой «карман». На листе, который также вставляется в файл, размещается по вертикале 25 спичечных этикеток с каждой из сторон. Перед вырезом щели кармана, естественно делается разметка на плотном листе ватмана или тонкого картона. Правда, с моей стороны я бы отметил один недостаток. Если серия этикеток имеет горизонтальный и вертикальный показ рисунка, то для просмотра такой способ не годится – приходится саму папку с материалом крутить во все стороны. 8. Оформление коллекции. Иван Литвинов, Москва. Помните, как много лет назад продавали филателистам наборы для коллекционеров (да может и сейчас продаются)? Готовые альбомы марок распечатаны в черно-белом цвете по тематической подборке – приобретай марку, вклеивай её на место нарисованной и все дела. Как здорово – каждая марка знает только ей отведенное место! Мечта для коллекционера! У меня возникла идея (не знаю, может быть не у меня первого) создать подобное для нас – филуменистов, но только в цветном исполнении. И начал я работу над своей идеей с Чехословакии и Словакии, так как считаю, что именно энтузиасты этих стран более основательно отнеслись к хронологии выпуска своей филуменистической продукции. Моя работа упрощается тем, что сейчас в республике Чехия можно приобрести подобные листы для филуменистов в черно-белом исполнении. Я знаю, что у некоторых коллег нашего клуба имеются такие листы, полученные из Чехии. Поскольку я коллекционирую экс Чехословакию и Словакию в хронологическом порядке, то и оформлять её надо соответствующе. Приобрел каталоги, несколько лет обмена, приобретения на Молотке и из обменных фондов коллег и моя хронология пополнилась по годам почти на 99 %! Работа с каталогами, этикетками дала мне возможность глубже познать историю спичечных фабрик, историю этих стран, культуру, искусство и много других граней. Я прислал в редакцию журнала один лист из моей коллекции. Технология создания листов такова: сначала я располагаю с помощью компьютера на формате А4 общую рамку листа и уже внутри этого поля размещаю рамочки для будущих этикеток, располагая их согласно нумерации по каталогам (соответственно под каждой этикеткой проставляю ее порядковый номер). И затем для меня начинается таинство филумениста! Так долго искавшиеся этикетки я, используя «ножки», наклеиваю оригинал на свое «приписное» место. Вот коллекционный лист и готов, чтобы потом оформив второй, третий и т.д., вложить их в файл ( я использую плотные) и разместить в соответствующую папку. И вот теперь я приступаю к созданию «альбома-помощника-шпаргалки». Сканирую уже созданные коллекционные листы и с помощью компьютера, путем всевозможных манипуляций (ох, сколько времени и сил у меня ушло, на то, чтобы создать выработанную сейчас систему!!!), распечатываю в готовом виде для филумениста. Вот с таким альбомом работать очень легко, т.к. вариант в черно-белом цвете доставляет много хлопот по поиску нужной этикетки. Ведь в каталогах и в альбоме-шпаргалке частенько с трудом можно разобрать, что на картинке нарисовано и написано. Поэтому такой цветной ориентир станет незаменимым помощником в создании коллекции даже начинающему филуменисту. Работа моя еще не закончена, но сделано уже много. И, надеюсь, к лету будет готова первая часть моей работы, это: Чехословакия 1945-1975 гг., Словакия 1945-1975 гг. 

9. Один из способов оформления этикеток "фотографическим" способом.
Николай Гусев, Москва

Со своим взглядом на оформление коллекционного материала решил поделиться с коллегами - филуменистами московский коллекционер Николай Иванович Гусев. Рядовые этикетки я сортирую по спичечным фабрикам на коробки которых и находились спичечные этикетки. Включаю в коллекцию их разновидности по цвету печати, цвету бумаги. Сам лист, на котором располагаю этикетки, на принтере оформляю цветной рамкой.На листе прорезаю под уголок этикеток прорезы, куда вставляются этикетки. Плюс, на мой взгляд, в том, что этикетки "не знакомятся" с клеем, их удобно изъять из листа. Минус - в кропотливой, длительной работе.

Сувенирные спичечные серии я располагаю согласно каталога Н. Голубцова. Сам лист, на котором располагаются этикетки, так же на принтере оформляю цветной рамкой. На листе прорезает под уголок этикеток прорезы, куда вставляются этикетки, кабинетки и гроссы. За минус - кропотливая, длительная работа – он не считает. Как сказал Николай –рука давно набита на такую оформительскую работу. Одна из трудностей в оформлении сувенирных серий спичечных этикеток 1+1+16+ боковая лента – это расположение этикеток на листе. «мешает» боковая лента. Николай смело разрезает её и, судя по композиции, такие «обрезки» наоборот придают особую окраску, своеобразное дополнение, например, к гроссу. Как мы знаем, горизонтальный гросс на вертикальном листе «не смотрится», выручает лента. Некоторые коллекционные листы показаны в журнале. Следует обратить внимание, уважаемые коллеги, на сопроводительную надпись на листе. Обязательно присутствует номер серии по каталогу и указывается год выпуска. На некоторых листах указывается и название спичечной фабрики выпустившей данную серию. 

10. Скрупулёзный подход.

Впервые на страницах нашего сайта мы касаемся темы Хронологического вида коллекционирования. Московский филуменист Олег Семенович Левертовский любезно рассказал о том, как он оформляет свою коллекцию. Следует сказать, что более подробно мы рассказывали о нем и его коллекции на страницах филуменистического журнала «Сфинкс». Показали фрагменты его хронологической коллекции посвященной истории спичечной фабрики «Красная звезда». Олег Семенович Левертовский не только обращает внимание на хронологическое построение показа этикеток, но и учитывает все их нюансы. Это и цвет печати самой этикетки, и цвет бумаги. Листы имеют рамки, сопроводительный текст. Все листы имеют нумерацию. И одно из достоинств его оформления – это наличие перевода текста "Латиницей", что позволяет выставлять коллекцию для полноценного показа на зарубежных выставках.

11. По вопросу оформления коллекции. 
Рыбалко Тимур Владимирович, г. Киев, Украина.

     Практически всё наше поколение, когда наступало желание коллекционировать, начинало со спичечных этикеток. Это Вам хорошо известно. Однако по молодости лет, конечно, вопросам сбережения и аккуратного отношения к коллекционному материалу уделялось недостаточно внимания. Но, тем не менее, основная часть коллекции, клеилась на наклейки для марок.      
      Теперь же с появлением у меня свободного времени и увеличением возможностей для приобретения новинок (благодаря всемирной паутине), передо мной встал извечный вопрос "Что делать?", что в переводе на филуменистический язык означало - "Как разложить и чем крепить? "Изучив имеющиеся на эту тему материалы, в первую очередь, разумеется, выложенные на сайте ООО "Филуменистический центр" (это я так подлизываюсь), я реализовал следующий метод.
     В текстовом редакторе я создаю макет страницы, на которой будет расположена серия этикеток. На странице указывается - название серии, исполненное стилизированным по теме, по возможности, шрифтом, но не крупно и не броско, поскольку все внимание должно уделяться этикеткам, а не изысканно разукрашенному листу. Далее, на листе равномерно, с использованием сетки, распределяются прямоугольники по размеру этикеток, внешние границы которых с аналогичной вышеуказанной целью выполняются в неярком сером цвете. В визуально удобном месте листа располагаются некоторые выходные данные серии (я ограничиваюсь в основном названием фабрики, ее символом и годом выпуска).
     Такой распечатанный лист бумаги ложится на лист плотной резины и резцом (из старого ножа) шириной 7 мм, делаются просечки в трех углах прямоугольников, в которые затем вкладывается этикетка. Два готовых листа вкладываются в прозрачный файл, тыльными сторонами друг к другу, Хранятся такие листы в папках каталогизаторах, предпочтительнее на четыре кольца.
     По первому впечатлению несколько заморочливо, не так ли? Но нет! Отработав пару десятков макетов, можем использовать готовые листы только меняя название серии и выходные данные.
Преимущества: 
1. Укрепив этикетки на листе и поняв, что более предпочтительным был бы другой порядок их следования друг за другом, можно их просто поменять местами, что невозможно в случае клеевого крепления.
2. Этикетки размещаются с полным учетом вертикального и горизонтального исполнения, а так же формата листа, что невозможно в случае использования листов типа кляссеров.
3. В случае наличия неполной серии, для полноты (изв. за некоторую тавтологию) информации можно на месте отсутствующей этикетки расположить притененное или затушеванное изображение отсутствующего экземпляра, после приобретения которого, онный легко устанавливается на зарезервированное таким образом для него место (см.образцы).
4. О широких возможностях для различной пересортировки коллекции в хронологическом, тематическом и пр. порядке, дополнения новинками, а также выборки листов для показов и выставок, я думаю можно не говорить. К тому же, при наличии времени и желания, любую серию очень легко переоформить, добавив ту или иную дополнительную информацию, рисунки, картинки и пр. и пр.

Примечание: 
Почему этикетки крепятся именно на три уголка? В принципе, с использованием файлов, вполне достаточно и двух уголков, но если листы придется вынимать для пересортировки, крепление на трех уголках более надежно. А запихивать этикетки в четыре уголка не рекомендую. Во-первых, на эти действия уходит значительно больше времени. Во-вторых присутствует риск согнуть этикетку. В-третьих, значительно удобнее вынимать этикетку за оставленный свободным уголок.
И еще один нюанс. 
Для несерийных этикеток, которые отличаются различными вариантами размеров, что характерно для индийских, китайских и др. этикеток, я не готовлю отдельные макеты листов. Я распечатываю лист с легкой сеточкой, компоную этикетки прямо на листе и отмечаю места просечек (для это цели удобно пользоваться циркулем-измерителем, установленным на длину просечки).
По вопросу обо мне.
57 лет, милицейская династия (четыре поколения), юрист по образованию, последний десяток лет милицейской службы провел в МВД Украины, где пришлось вплотную заняться компьютеризацией дежурной службы, создавать и администрировать информационные системы. После выхода на пенсию восемь лет провел на госслужбе, преимущественно в аппарате Президента Украины. Естественно, последние два десятка лет коллекцией, к моему большому сожалению, заниматься было некогда, так что сейчас стараюсь немного наверстать упущенное. Коллекция у меня не очень-то большая, с учетом последних поступлений подходит к 30 тысячам этикеток. Кроме бывшего СССР в коллекции представлено изрядное количество и других стран, в первую очередь, ЧССР, Бельгия, Индия, Китай, Нидерланды, Финляндия. Но основные мои усилия направлены на пополнение коллекции этикетками страны "канувшей в небытие" периода от ГОСТ 1820-45 по ГОСТ 1820-85. На данный момент есть возможность выставить свою коллекцию на сайте http://hobby-ua.com/. Опробованы несколько вариантов и я надеюсь, что к концу марта значительное количество моего коллекционного материала будет там выложено.

12. Моя филуменистическая коллекция.
Януш Насиловский, Лодзь, Польша.
 
   В конце 50-х годов я обратил внимание на спичечные коробки. Они показались мне интересными. На первых коробках моей коллекции были представлены этикетки – памятники Варшавы. С этого началось собирание спичечных этикеток. Потом, с согласия родителей, я стал членом клуба коллекционеров в Варшаве. В то время клуб продавал очень дёшево все новоизданные этикетки по 10 экземпляров каждого образца. Это было ободрение перед началом переписки с коллегами и обменом этикетками с другими коллекционерами. Первые контакты я завязал благодаря польскому журналу «Филателист». Таким контактам я обязан знакомствам моей жены, которая в те годы ответила на моё письмо. В 1985 году я стал членом английского клуба. Я не обращаю особого внимания на самые старые этикетки. Их у нас называют «классика». В принципе собираю этикетки польских заводов, изданные после 1945 года. Кроме того задерживаю в коллекции интересные этикетки других стран. В моей коллекции этикетки более чем 100 стран мира. Меня очень интересуют этикетки СССР и России по исторической тематике. Я уже на пенсии. Поэтому у меня больше времени на филумению. Беда в том, что количество коллекционеров уменьшается. Я в хорошем положении, потому, что у меня интересные контакты с самыми крупными коллекционерами. 

13. Оформление коллекции. Общие рекомендации.
 1 часть - Богданов,  "Спичечные этикетки и их коллекционирование".

       Оформление коллекции Трудно в наше время представить себе коллекционера, хранящего свое собрание под спудом, для личного удовлетворения.
        Коллекцию нужно оформлять с тем расчетом, чтобы ее легко можно было показывать как полностью, так и фрагментами. Поэтому собрание предметов малой графики лучше размещать не в сброшюрованных альбомах, а на отдельных листах плотной бумаги. Это дает возможность делать любую перестановку, брать для демонстрации тот или иной лист, заменять испорченные листы, не нарушая стройности всей коллекции.
       100—200 отдельных листов собирается в картонные папки, такого же размера, а папка вкладывается в футляр. Размер листа, разумеется, произвольный, хотя желательно остановиться на так называемом международном формате (28X30 см.), ибо в расчете на такие листы подготавливаются стенды на выставках всего мира.
    Многие употребляют цветную бумагу, но более приемлема белая — любая вещь на ней имеет свой естественный цвет.
    Каждый лист должен иметь рамку, которую можно провести черной тушью на расстоянии 1,5—2 см.от краев. Такое оформление придает листу коллекции законченный вид. За рамку не должна выступать ни одна надпись, ни один предмет.
  Экспонаты нельзя размещать на листах вплотную. Наклеивать надо таким образом, чтобы само расположение этикеток привлекало внимание, а для этого следует постоянно пользоваться линейкой и угольником. Необходимо оставлять места для возможных новых поступлений.
   Пояснительные надписи выполняются мелкими буквами чертежным пером или же на пишущей машинке, что, пожалуй, предпочтительнее — не все владеют чертежными навыками. Если лист не влезает в машинку, то надписи можно сделать на другой бумаге, а затем нарезать полосками и вклеить. Для этой цели хорошо использовать края марочных листов, они упрощают работу. Надписи не должны забивать этикетки, они носят вспомогательный характер!
  Каждый раздел коллекции открывается титульным листом. Разумеется, что надписи, поясняющие содержание раздела, должны быть выполнены крупными буквами. Характер оформления можно заимствовать из любого альбома по изобразительному искусству.
   Ни в коем случае нельзя наклеивать собираемые вещи наглухо или за уголки! Всякий клей с течением времени обесцвечивает краску, этикетка теряет первоначальную свежесть, изображение тускнеет и, в конце концов, исчезает совсем. Особенно вреден канцелярский клей. Прикреплять этикетки к листу следует при помощи наклеек — полосок тонкой прозрачной бумаги, покрытых слабым раствором безвредного клеящего вещества.
   По всему Советскому Союзу налажена продажа бланковых, неупотребленных этикеток. Разместить их в коллекции нетрудно. От старых же спичечных коробков этикетки нужно отделять. Но как? Для этого коробок опускают в крутой кипяток. Картинка быстро отклеивается, острым ножом надо снять остатки клейстера, еще раз прополоснуть, а затем положить ее на газетный лист для просушки. Когда картинка подсохнет, ее прокладывают между двумя пластинками, сделанными из смытой фотопленки, и зажимают в пресс. Этикетка разглаживается и выглядит как новая.
    Перед тем как отмачивать коробок, в воде надо растворить немного поваренной соли — на кончике ножа на стакан, тогда краска не полиняет.

2 часть.      
       Трудно в наше время представить себе коллекционера, хранящего свое собрание под спудом, для личного удовлетворения. Коллекцию нужно оформлять с тем расчетом, чтобы ее легко можно было показывать как полностью, так и фрагментами. Поэтому собрание предметов малой графики лучше размещать не в сброшюрованных альбомах, а на отдельных листах плотной бумаги. Это дает возможность делать любую перестановку, брать для демонстрации тот или иной лист, заменять испорченные листы, не нарушая стройности всей коллекции. 100-200 отдельных листов собирается в картонные папки, такого же размера, а папка вкладывается в футляр. Размер листа, разумеется, произвольный, хотя желательно остановиться на так называемом международном формате (28X30 см.), ибо в расчете на такие листы подготавливаются стенды на выставках всего мира. Многие употребляют цветную бумагу, но более приемлема белая - любая вещь на ней имеет свой естественный цвет. Каждый лист должен иметь рамку, которую можно провести черной тушью на расстоянии 1,5-2 см от краев. Такое оформление придает листу коллекции законченный вид. За рамку не должна выступать ни одна надпись, ни один предмет. Экспонаты нельзя размещать на листах вплотную. Наклеивать надо таким образом, чтобы само расположение этикеток привлекало внимание, а для этого следует постоянно пользоваться линейкой и угольником.
      Необходимо оставлять места для возможных новых поступлений. Пояснительные надписи выполняются мелкими буквами чертежным пером или же на пишущей машинке, что, пожалуй, предпочтительнее - не все владеют чертежными навыками. Если лист не влезает в машинку, то надписи можно сделать на другой бумаге, а затем нарезать полосками и вклеить. Для этой цели хорошо использовать края марочных листов, они упрощают работу. Надписи не должны забивать этикетки, они носят вспомогательный характер! Каждый раздел коллекции открывается титульным листом. Разумеется, что надписи, поясняющие содержание раздела, должны быть выполнены крупными буквами.
          Характер оформления можно заимствовать из любого альбома по изобразительному искусству. Ни в коем случае нельзя наклеивать собираемые вещи наглухо или за уголки! Всякий клей с течением времени обесцвечивает краску, этикетка теряет первоначальную свежесть, изображение тускнеет и, в конце концов, исчезает совсем. Особенно вреден канцелярский клей. Прикреплять этикетки к листу следует при помощи наклеек - полосок тонкой прозрачной бумаги, покрытых слабым раствором безвредного клеящего вещества. Раньше по всему Советскому Союзу была налажена продажа бланковых, неупотребленных этикеток. Разместить их в коллекции нетрудно. От старых же спичечных коробков этикетки нужно отделять. Но как? Для этого коробок опускают в крутой кипяток. Картинка быстро отклеивается, острым ножом надо снять остатки клейстера, еще раз прополоснуть, а затем положить ее на газетный лист для просушки. Когда картинка подсохнет, ее прокладывают между двумя пластинками, сделанными из смытой фотопленки, и зажимают в пресс. Этикетка разглаживается и выглядит как новая. Перед тем как отмачивать коробок, в воде надо растворить немного поваренной соли - на кончике ножа на стакан, тогда краска не полиняет.
Источник:
http://havefun.cv.ua/biblioteka/bogdanov-spichechnye-etiketki-i-ih-kollektscionirovanie/oformlenie-kollektscii.html 

14. Об оформлении листов, хранении коллекции.
 Подготовила Галины Панахид, Украина, Львов.

       Коллекционировать спичечные этикетки я начала 25 лет тому назад - еще будучи школьницей. Толчком к началу собирательства послужил какой-то детский советский фильм (сейчас даже не помню его названия. Помню, что главный герой фильма имел небольшую коллекцию спичечных этикеток и всем ее демонстрировал. С этого и началось. Я собрала все спичечные коробки, которые были в доме, сложила их в миску с водой, а когда этикетки отклеились – погладила их утюгом. И вот у меня уже настоящая коллекция – 19 этикеток из популярных в эти годы серий «Решения XXVII съезда КПСС – в жизнь!». Потом я постепенно пополняла свою коллекцию – отклеивала этикетки с коробков или покупала специальные наборы для коллекционеров в филателистических магазинах или газетных киосках. Эти наборы были пронумерованы и это было очень удобно для коллекционеров. Кроме этого, в филателистических магазинах, которых в 1980-е годы во Львове было несколько, можно было купить даже небольшие частные коллекции. Конечно, в моей собирательской деятельности были паузы, на некоторое время я прекращала активный поиск новых этикеток. Но по истечении какого - то промежутка времени, я опять возвращалась к своему хобби. Сегодня моя коллекция насчитывает более 20 тысяч спичечных этикеток, коробков. Большинство из них – периода 1950-1990 годов. В это время работало много спичечных фабрик – в России, в Беларусии, в Прибалтике. В моей коллекции собраны как рядовые так и сувенирный спичечные этикетки. Самые старые экземпляры в коллекции – это этикетки конца ХІХ-начала ХХ века. Таких у меня всего несколько. Ценным для себя экземпляром я считаю этикетку 1930-х годов спичечной фабрики “Х Октябрь”. Эта фабрика работала в беларусском городке Рэчица, в годы Второй мировой войны была разбомблена и больше не восстанавливалась. Также в своей коллекции я имею спичечную коробку фабрики “Новоборисовская”, которая работала в г. Новоборисов Минской губернии. На этом коробке присутствует акцизная бандероль. 
       Свою коллекцию я комплектую по тематическому принципу – сортирую этикетки согласно темам – растительный мир и охрана природы; фауна и браконьерство; техника; авиация и космос; СССР; творчество и народные промыслы; города и архитектура; и т. д. В моей коллекции много зарубежных этикеток. Имею, например, почти полную коллекцию польских экспортных этикеток 1945-1960 годов (вместе с каталогом). Также в коллекции имеются спичечные этикетки и коробки других стран – Швеции, Португалии, Бельгии, Франции, Финляндии, Венгрии, Германии, Чехии, Словакии, Словении, Японии, Китая, Индии, Швейцарии, Люксембурга, Болгарии, Голландии, Бразилии, Афганистана, Австрии и других стран. Горжусь тем, что имею в своей коллекции спичечные этикетки из тех стран, которых уже нет на политической карте мира – Чехословакии (более 3 тыс. этикетов), Югославии, Немецкой Демократической Республики, Бирмы (которая сменила название, но на этикетах еще значится Бирма). Самые красивые, на мой взгляд, шведские, голландские и бельгийские этикеты... 
      Коллекционирование – процесс хлопотной, трудный, длительный, время- и трудоемкий. Но, несмотря ни на что, коллекционеры – счастливые люди. Для меня, как для коллекционера, счастье в том, что удалось собрать не плохую (по оценкам коллег) коллекцию спичечных этикетов и я продолжаю свое собирательство. А также я счастлива от того, что своим хобби я смогла поделиться со всеми желающими с помощью выставки, которую удалось провести во Львове.
       В центральном музее западной Украины – во Львовском историческом музее в самом сердце моего родного Львова – на площади Рынок, с 6 апреля по 6 мая 2012 г. состоялась филуменистическая выставка «История на спичечных миниатюрах» по материалам моей коллекции. На выставке были показаны более 1800 экспонатов. Кроме спичечных этикетов из более 20 стран, 20 фабрик, разных тем и периодов, на выставке также были показаны спичечные коробки разных размеров, форм; спички разной длины, цветов и разного назначения; спички-книжки, рекламная спичечная продукция современных производителей. Были представлены также другие предметы, связанные со спичками - эксклюзивный календарь из спичек (который в 2008-2010 гг. получил более 10 всемирных наград на мировых выставках по дизайну и рекламе), а также кабинетные спичечницы и металлические футляры для коробков начала и половины ХХ века. На отдельном стенде была представлена продукция Украинской спичечной фабрики в г. Березне в Ривненской области. Идея проведения такой выставки исходила от дирекции Львовского исторического музея, за что я выражаю им искреннюю благодарность. 
       Целью проведения выставки бы поиск единомышленников-коллекционеров и популяризация филумении. Информация о выставке и коллекции была напечатана в местной прессе (в 4 газетах), сюжеты об открытии выставки были показаны по трем каналам телевидения. Из Книги Рекордов Украины нам сообщили, что это первая в Украине персональная филуменистическая выставка, о чем будет сделана соответствующая запись в Книге Рекордов. В Книге отзывов, в которую посетители выставки записывали свои пожелания, осталось очень много теплых слов. Люди пожилые и молодые с разных уголков Украины (Киева, Одессы, Днепропетровска), Беларуси (Гомель), Чехии (Прага), Польши, Грузии (!), России (Забайкалья !), США (Нью-Йорк), Канады (Торонто) писали о своих впечатлениях от увиденного. Все эти записи являются для меня стимулом, чтобы действовать дальше. Хочется создать, действовать, искать и прикладывать больше усилий для активизирования филуменистической среды в Украине. На протяжении месяца выставку посетило более 1500 людей. Много это или мало? По моему мнению – на первый раз это достаточно для популяризации такого интересного, разностороннего, теплого, но немножко подзабытого вида коллекционирования, которым является филумения. 

15. «Как хранить свои спичечные этикетки ?»
Р. Э. Узбеков, доктор биологических наук, профессор МГУ им М.В. Ломоносова, Москва.

     Большинство коллекционеров в Европе собирают не только сами этикетки, но и коробки, на которые они наклеены. Поэтому цена на коробки на аукционах существенно выше, чем на этикетки. В России, напротив, большинство филлуменистов (также как и С.А. Дмитриев и В.А. Ралдугин я предпочитаю писать это слово с двумя «л», поскольку в нем первое «л» от «филео» (любить), а второе от «люмен» - свет) собирают только сами этикетки. Вот этим коллекционерам и адресована настоящая статья.

     Следующие основные требования, как мне представляется, должны быть учтены при оформлении коллекции:
1) Сохранность (предохранение от солнечного света и влажности, от истирания при перелистывании альбомов, от воздействия клея).
2) Доступность (для просмотра и сканирования).
3) Возможность менять местами серии и отдельные этикетки и вставлять новые, дополняя серии.
4) Организация экспозиции: хронологический порядок, тематический порядок, представление вариантов серии по фабрикам, цветам рисунка, цвету бумаги и т. д.).
5) Компактность (размещение коллекции в минимально возможном объеме).
6) Стоимость оформления коллекции.

     Можно хранить этикетки в специально выпускаемых кляссерах для марок или фотографий. Но такой метод часто и дорог и не совсем удобен, поскольку не адаптирован к размерам этикеток. Марочные классеры, кроме того, имеют слишком толстые картонные листы, что сильно уменьшает их емкость и увеличивает объем. Существенным недостатком марочных классеров является и то, что листы в них, чаще всего, не съемные и добавление новых серий (при хронологическом характере размещения коллекции) или отдельных этикеток делает необходимым или оставлять промежутки или сдвигать все остальные этикетки. Кроме того, пленочные кармашки в таких классерах закрывают не всю 1этикетку, а только ее нижнюю часть, что может приводить к выпаданию этикетки и к истиранию или выцветанию верхней незакрытой части.

     О наклеивании этикеток в альбом мне даже писать не хочется (но надо!). Слишком хорошо помню сколько этикеток испортил, когда мне было 7-9 лет. Конечно, когда наклеиваешь этикетки, то не думаешь, что будет с этим клеем через 30 лет. Но лучше учесть чужой отрицательный опыт, чем приобретать свой. В лучшем случае, если был использован хороший резиновый клей в небольших количествах (т. е. этикетка была только слегка смазана по поверхности), этикетки облетали с альбома, как осенние листья с дерева, и на их обратной стороне оставались коричневые пятна. Если был использован силикатный клей, то этикетки коробились и на них появлялся белый налет. «Не желтеющий» клей ПВА (поливинилацетатный) пожелтел лет через 15 уже существенно. Некоторые наклеивают этикетки с помощью тонких полосок скотча. Сам я, к счастью, этого не делал, но неоднократно видел результат такого метода. Клеющий состав на скотче не высыхает и постепенно пропитывает этикетку до состояния прозрачности в месте ее контакта со скотчем. Более опытные коллекционеры используют клеющиеся полоски от марок или сами делают такие полоски с помощью сильно разбавленного казеинового клея. При отделении этикетки полоску отрывают у основания. Я встречал этикетки с тремя наклеенными друг на друга последовательными владельцами полосками разной бумаги. Хотя это и позволило мне определить себя как, по крайней мере, четвертого владельца этой этикетки, саму этикетку такие «годовые кольца» не украшали. Теперь, вероятно, понятно, почему я категорически против приклеивания этикеток. Где же выход? Если держать этикетки в пачках в коробке, то их нельзя посмотреть, а если наклеивать, то они портятся. Можно, конечно, все их отсканировать и сделать электронный альбом своей коллекции, но тот кто делал это, знает насколько это трудоемкий процесс, если этикеток много. Так что можно только снять шляпу перед С. Дмитриевым, А. Ченцовым и Ю. Гороховым, которые отсканировали многие тысячи этикеток.

   Ну а я хочу предложить вашему вниманию компромиссный вариант, который был использован мною для оформления собственной коллекции. Поскольку изменение технологии влияет на конечный результат, то постараюсь не упустить деталей.
1) Берем лист плотной (180-250 г/м2 ) бумаги (можно цветной, но лучше светлых тонов) и печатаем на нем все, что хотим потом увидеть на листе альбома (свое имя, тему, год, фабрику).
2) Из тех же листов изготавливаем рамки-образцы для разметки. Я обычно использую рамки 5х5 для этикеток стандартного размера, 5х2 для каркоров, рамки с более сложной формулой для сувенирных наборов с кабинеткой, или для гросса с боковыми лентами. Рамка может быть смоделирована на компьютере и распечатана или просто размечена на листе с помощью линейки.
3) вкладываем лист в прозрачку (прозрачный «файл» для хранения документов в классерах) и делаем на ее краях разметку таким образом, чтобы эта разметка не была затронута при термосклейке. Я делаю разметку тонким водостойким фломастером двумя линиями таким образом, чтобы термосклейка проходила между ними. Предварительно нужно проверить, чтобы разметка легко и без следов отмывалась спиртовым раствором. Не все типы прозрачек могут быть пригодны для термосклейки. Перед тем как покупать большую партию надо проверить не будут ли они коробиться от нагревания.
4) Делаем термосклейки поперек листа, начиная с закрытого края прозрачки (т. е. начиная с нижнего края). Предварительно нужно подобрать время нагрева достаточное для прочного соединения бумаги и пластика, но так , чтобы пластик не расплавлялся полностью. В противном случае он будет прилипать к рабочим поверхностям аппарата термосклейки.. Кроме того, перед тем, как отделять лист от нижней части аппарата необходимо выждать секунд 10 или даже подуть на лист для его охлаждения.
5) переворачиваем лист и повторяем с другой стороны все линии поперек листа. (тоже начиная с нижнего края).
6) снова переворачиваем лист и делаем продольные склейки от внешнего края листа по направлению к переплету.
7) переворачиваем лист и делаем продольные склейки со второй стороны также от внешнего края по направлению к переплету. Если делать сначала одну сторону (поперек + вдоль, а потом другую) по очереди, то лист деформируется ассиметрично.
8) Стираем ватным или бумажным тампоном, смоченным спиртом, линии разметки.
9) Острым лезвием (углом) делаем аккуратные надрезы по верхнму краю кармашков. Лучше всего, если надрез не дойдет до бумаги и почти разрежет пленку прозрачки. Эта операция требует определенного опыта, сначала нужно потренироваться на черновых листах. Обычно одного угла лезвия хватает на 2 листа, потом необходимо перейти на следующий угол лезвия. Недостаточно острое лезвие требует большего нажима, что повышает риск прорезать бумагу.
10) Осторожно вводим скальпель с острым концом и специально затупленным режущим краем (о точильный брусок или, лучше, об алмазный надфиль) в надрез кармашка и проводим вдоль надреза. Нельзя надолго оставлять листы с неразрезанными кармашками, потому что при термосклейке происходит испарение, содержащейся в бумаге воды, и она, высыхая внутри кармашков, приводит к их короблению. 11) Приподнимая край кармашка тем же тупым скальпелем, пинцетом раскладываем этикетки по кармашкам.
12) Раскладываем листы с этикетками по кляссерам. Я использую кляссеры размерами 270 х 420 х 40 мм.

     Моя коллекция в настоящее время размещена в 14 кляссерах, примерно по 50 листов в каждом. Все более 30 000 этикеток помещаются на одной небольшой книжной полке. При этом, для нахождения нужной серии или этикетки мне нужно, обычно, не более минуты. Расположение хронологическое, а внутри годов, по-возможности, тематическое. Для каждого года сначала представлены сувенирные наборы, потом серии рядовых этикеток. Я полностью представляю для обозрения обычно только один полный вариант каждой серии и по одной этикетке каждого варианта. Остальные этикетки не «основных» вариантов располагаются в соответствующих кармашках под этикетками «основной» серии. Если вариантов больше 8, то тогда я представляю полностью 2 серии, если более 16 - то три и так далее.

  

Нас поддерживают

Торговый дом Алабр

"Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО&q

Войти на сайт

Новости


Журнал "СФИНКС"
в печатном цветном издании
или на CD
Открыта подписка на 2019 
************************
 Встречи 
   филуменистов
состоятся
  в  Санкт-Петербурге
Римского- Корсакова д. 53
     С 1 сентября по 31 мая
 в 1 и 3 воскресенье
каждого месяца
с 10 до 11 
**************************
Летом встречи в третье
воскресенье каждого месяца
с 10 до 11 часов.
***************************

Контакты

26 мая 2019
в клубе коллекционеров
Санкт - Петербурга
состоится закрытие сезона
встреч филуменистов
*************************
Санкт - Петербург
Почтовый адрес:
А/Я № 92 Санкт - Петербург,
197022, Алексей Травников 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
***************************

Журнал "СФИНКС".
Адрес редакции: 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 Редактор
Алексей Травников
Подробно в новостях сайта.
*************************

   По всем вопросам
   обращайтесь
 по адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
*********************
Поддержка сайта

host-race.net